Все государства, входящие в Европейское Сообщество, и другие зарубежные страны, которые не являются его членами, устанавливают собственные стандарты воздушного транспорта и авиационной промышленности в соответствии с учрежденной системой стандартов JAR (Joint Aviation Requirements), созданной Объединенной Авиационной Инспекцией.
Фонд нормативных документов по сертификации и стандартизации в авиации содержит на сегодняшний день 23 111 документов, в числе которых отраслевая нормативная документация на новую авиационную технику (ОСТы и другие регламенты).
На практике это предполагает регламентацию коммерческой эксплуатации, технического обслуживания, конструирования и ремонта воздушных судов, а также системы личных допусков в определенной отрасли экономики. На территории Европы авиационные стандарты не могут существовать без равнения на свод правил JAR. Государственные авиаинспекции привязывают выдачу сертифицированных лицензий на разные виды промышленной деятельности к выполнению вышеозначенных норм и требованиям, что данное предприятие сможет функционировать согласно указанным проектам. В случае соответствия правилам разрешения выдается и действует в течение не более двух лет.
При несоответствии им лицензия не будет выдана или же, в случае уже действующей компании, она аннулируется. При этом данная организация больше не может продолжать деятельность в сфере технических услуг и коммерческих авиаперевозок.
Цель и задачи авиационной стандартизации
Целью системы стандартизации в авиационной промышленности является своевременное обеспечение реализации современных технологий, нацеленных на усиление конкурентных позиций отечественных компаний на мировом и российском рынке, содействие достижению максимальной эффективности посредством актуализации действующего фонда нормативных и нормативно– технических документов в смежных с авиационной промышленностью отраслях, а также соблюдение положений Федерального закона «О стандартизации в России» от 22. 08. 2015.
Для достижения задач при разработке методов стандартизации в авиации необходимо:
- Анализировать востребованность нормативных документов по стандартизации, которые распространяются на воздушные суда, комплектующие их концепции и процессы разработки авиационной техники гражданского назначения со стороны профильных организаций.
- Создавать и актуализировать нормативы по стандартизации с применением общепринятых международных стандартов, правил и требований на дальнейшую реализацию, ремонт, производство, тестирование и послепродажное обслуживание авиационной техники с учетом методик инновационных технологий. Эти действия направлены на усиление конкурентных позиций авиационных предприятий России на рынке и содействие полноценной интеграции Российской Федерации в мировую экономику, а также внедрение международных систем сертификации в качестве равноправного партнера.
- Формировать рекомендаций, направленные на увеличение технического уровня регламентов системы стандартизации, что позволяет обеспечить конкурентоспособность российской авиации на зарубежных рынках.
Механизм реализации авиационных стандартов
Реализация мероприятий по стандартизации авиационной промышленности представляет собой процесс, который осуществляется в полном соответствии с положениями федерального закона «О системе стандартов в Российской Федерации» и нормами основополагающих национальных документов при координирующем значении технических комитетов по сертификации, указанных в структуре законодательства в качестве ответственных.
Реализация данной процедуры за счёт правовых источников финансирования производится на базе государственных контрактов, которые заключаются с определяемыми на конкурсной основе исполнителями.
Реализация организационных мероприятий в части стандартов Комитета авиапроизводителей России должна проводиться только в соответствии с действующим российским законодательством.
Финансирование внедрения системы по стандартизации в области авиации в основном осуществляется из таких источников:
- деньги из федерального бюджета и внебюджетных систем в пределах реализации национальной программы Российской Федерации «Становление авиационной промышленности на 2014–2025 годы»;
- средства государственного бюджета, которые выделяются профильным агентством по метрологии и техническому регулированию Росстандарт) на ежегодной базе для создания правовой документации, включённых в годовые планы реализации национальных стандартов (ПРНС);
- целевые вклады компаний-членов Союза авиапроизводителей Российской Федерации;
- средства интегрированных предприятий, структур и организаций авиационной промышленности;
- финансовые вложения самих разработчиков документов по стандартизации авиации.
Область применения авиационных стандартов
Настоящая система стандартизации авиационной промышленности устанавливает общие требования к эксплуатационно-техническим характеристикам воздушных судов гражданской авиации.
Это необходимо для того, чтобы в результате получить ожидаемые условия их использования, которые возможны только при соблюдении обязательных правил в сфере безопасности и летной годности.
Государственный стандарт распространяются на вновь разрабатываемые для гражданской авиации воздушные суда, максимальная сертифицированная взлетная масса которых составляет для самолетов не более 5700 кг и для вертолетов и их составных частей - 2720 кг.
Использование требований методов стандартизации в авиации к ранее созданным воздушным судам определяется по желанию и усмотрению разработчика проекта.
По результатам выполнения данного этапа в авиационную промышленность внедряется модернизированная база нормативно-технической документации по стандартизации, отвечающая всем требованиям федерального законодательства Российской Федерации.