Экономические проблемы социальной сферы
В советском государстве долгое время существовало разделение на материальное и нематериальное производство и сферу услуг. Нематериальное производство представлялось как продолжение материального, но не влияющее на сам процесс производства. Данное умозаключение связано с марксистской теорией нематериального производства, и его ролью в развитии общества.
Создание и предоставление социальных льгот не имели решающего влияния на общественный процесс. Они считались лишь необходимым условием производства, поскольку в создании ВВП может участвовать только человек, который здоров и обладает определенным уровнем знаний, квалификацией.
Россия в 80-90-х гг. начала экономическое реформирование экономики, отмеченное социальной деградацией, подрывом здоровья, снижением продолжительности жизни населения, уменьшением расходов на образование, медицину, жилищно-коммунальное хозяйство.
Это обстоятельство привело к развитию конфликта относительно места материального производства в социальной сфере. Как результат – абсолютное снижение темпов экономического развития, обнищание населения, росту уровня беспризорности и криминальной среды. К тому же появилось такое понятие, как депрессивные регионы, подразумевающее те регионы, которые имеют низкий уровень культурного и социального развития.
В институциональной структуре указанное противоречие закрепилось в бюджетной политике, когда доля расходов на развитие социальной сферы значительно снизилась.
Необходимо отметить, что в различных сферах человеческой жизни значение понятия «социальное» существенно колеблется. К примеру, социальная инфраструктура все чаще представляется совокупностью ответвлений непроизводственной сферы. Одновременно такие термины, как «социально-экономическая ситуация», «социальное напряжение», «социальная защита», «социальные расходы» и тому подобное, несут совсем другое смысловое значение и чаще всего употребляются с целью подчеркивания негативных последствий экономического активности. История экономической мысли также свидетельствует и о существовании разделения взглядов в отношении определения социального, включая понятие «социальная сфера».
Человеческий капитал в системе экономики социальной сферы
Согласно теоретическим аспектам следует различать понятия «человеческий капитал» следующих уровней:
- На уровне отдельной личности человеческим капиталом является знание и навыки, полученные человеком благодаря образованию, естественным способностям, профессиональной подготовке, практическому опыту, на основе которых она может оказывать ценные производственные услуги другим людям.
- На микроэкономическом уровне человеческий капитал является совокупным квалификации и профессиональные способности всех работников и достижения предприятия по эффективной организации труда и развития персонала. И этому способствуют такие звенья социальной сферы, как образование, здравоохранение, культура и тому подобное.
В условиях перехода к инвестиционно-инновационной модели развития экономики, преодоления последствий финансово-экономического кризиса, попытки интегрироваться в мировое сообщество, эффективное формирование человеческого капитала, как источника экономического развития и процветания страны, является первоочередным и важным заданием.
Всемирный банк на примере исследования 192 стран, сделал выводы, что только 16% роста в странах с переходной экономикой обусловлены физическим капиталом (оборудование, сооружения и производственная инфраструктура), 20% – природным капиталом, 64% связаны с человеческим и социальным капиталом. Так 40% валового национального продукта наиболее развитые страны получают за счет эффективной системы образования.