Объекты социально-культурной сферы
Социальная сфера жизни населения удовлетворяет культурные, материальные, медицинские, образовательные и духовные потребности человека, она включает сферы деятельности, обеспечивающие решение социальных проблем граждан:
- политику,
- здравоохранение,
- образование,
- труд,
- жилищно-коммунальное хозяйство,
- пенсионное и социальное обслуживание,
- культуру,
- молодежную политику,
- науку и т.д.
Социальная и экономическая сферы тесно связаны друг с другом: в экономической сфере материальные блага создаются, в социальной – потребляются и расходуются.
Объект социального управления – население, аудитория культурно-досуговых социальных институтов, организаций и учреждений.
Управление объектом осуществляется с учетом социального слоя, класса, семьи человека, его личных потребностей.
Аудитория представляет собой общность людей, временно появляющуюся в результате предоставления конкретного источника информации. Между источником информации и аудиторией возникают определенные отношения, постоянно меняющиеся и развивающиеся, вследствие чего, последняя приобретает специфические интересы, отличающие ее от других общностей. Данные отношения могут прерываться и возобновляться.
Объекты социально-культурной сферы могут быть:
- индивидуальные,
- групповые,
- массовые.
Дифференциация объекта осуществляется с учетом проявляемых интересов, ценностных ориентаций, потребностей.
Для аудитории социально-культурных учреждений характерны:
- подготовленность,
- активность,
- предрасположенность.
Аудитория может быть:
- заинтересованная и равнодушная,
- возбужденная и спокойная,
- благожелательная и неприветливая,
- постоянная и эпизодическая,
- доверчивая и настороженная.
Существует три типа состояния аудитории:
- состояние готовности (показателем служит готовность или неподготовленность аудитории);
- состояние заинтересованности;
- состояние активности.
Государство через рычаги социального управления влияет на общественные отношения, касающиеся использования материальных и духовных благ, цивилизованно разрешает возникающие противоречия.
Субъекты социально-культурной сферы
Субъектом социально-культурной сферы выступает государство в виде региональных и муниципальных органов управления.
Социальное государство является основным субъектом социальной политики, поэтому оно должно обеспечивать:
- продвижение в достижении социальной справедливости в обществе;
- ослабление социального неравенства;
- сохранения мира и согласия в социуме;
- предоставление каждому члену общества рабочего места или иного способа существования;
- создание благоприятной жизненной среды для человека.
К субъектам социально-культурной сферы также относятся социально-культурные организации, учреждения, институты, в которых происходит:
- трансляция и накопление культурного опыта;
- приобретение культурологических знаний;
- освоение культурными формами социальной жизни.
Социально-культурный институт – термин, широко охватывающий общественные и государственные образования (комплексы, центры, учреждения, многопрофильные организации и т.д.), характеризующихся социальной значимостью, организованной структурой, целенаправленностью, временной устойчивостью.
Понятие социально-культурный институт включает следующие структуры:
- государственные и муниципальные структуры,
- производственные предприятия и объединения,
- система народного образования,
- негосударственные коммерческие и общественные организации,
- специальные учреждения и организации социально-культурного профиля (музеи, театры, выставки и т.д.);
- средства массовой информации;
- семья.
Эти элементы придают социально-культурной деятельности людей значимость и определенность. Социально-культурный институт объединяет граждан для совместного решения вопросов по удовлетворению социальных и культурных потребностей индивида, решению конкретных задач в данной сфере.