Типы финансовых систем в социально-культурной сфере
В практике мирового сообщества присутствует три типа финансовых систем социально-культурной сферы, базирующихся на финансировании:
- исключительно за счет сборов;
- за счет сборов, общественных пожертвований, частных вкладов;
- за счет бюджетных ассигнований, пожертвований и сборов.
Многоканальная система финансирования государственных организаций и учреждений включает:
- государственное финансирование, проводящееся за счет бюджетов разных уровней;
- доходы от предпринимательских и других видов деятельности;
- сбора проведения мероприятий культуры.
Бюджетное финансирование устанавливается законодательными местными, региональными и федеральными органами власти и проводится в прямой и косвенной формах.
Прямое бюджетное финансирование социально-культурной сферы осуществляется по следующим направлениям:
- финансирование культурных программ регионального и национального значения;
- финансирование текущих расходов организаций и учреждений культуры;
- финансирование капитальных вложений;
- гранты деятелям культуры и организациям, целевые трансферы и т.д.
Косвенное бюджетное финансирование социально-культурной сферы осуществляется по следующим направлениям:
- налоговые и таможенные льготы;
- предоставление льготных кредитов;
- льготы по арендной плате и оплате коммунальных услуг;
- налоговые льготы для спонсоров и меценатов, частных пожертвований;
- поступления от коммерческих организаций для участия в реализации проектов и мероприятий совместно с государственными учреждениями в культурной сфере;
- средства ассоциаций, фондов, общественных организаций, осуществляющих благотворительность;
- пожертвования частных лиц;
- поступления от лицензирования отдельных видов культурной деятельности;
- поступления от национальных лотерей;
- налоги на доходы аудиовизуальной продукции, телевизионных каналов и др.;
- абонентная плата за телевизионные программы и радио;
- международная поддержка.
Государственное финансирование социально-культурной сферы
Государство своим финансированием поддерживает:
- историко-культурное наследие (музеи, памятники культуры и истории, библиотеки, архивы, народные культуры);
- исполнительное искусство (филармоническая музыка, театральное искусство);
- экранное искусство;
- средства массовой информации (радиостанции, телевизионные каналы).
Причины государственного финансирования:
- Экономические причины. При производстве культурных благ между производителями и потребителями устанавливаются определенные взаимодействия, подкрепленные законодательно со стороны государства.
- Социально-культурные блага рассматриваются как блага общества. Отдельные виды благ имеют свойства коллективного блага: одновременная доступность для большого числа потребителей, невозможность воспрепятствовать потреблению блага другим потребителем. К таким культурным благам относятся: монументы, архитектурные здания, скульптурные памятники и т.д.
- Воздействие внешних факторов. Позитивный эффект от сопровождения или последствий культурной деятельности, которая непосредственно сама для потребителей не выступает предметом потребления. Например, роль сопутствующего потребления иных товаров и услуг. Важным фактором, влияющим на финансирование в сфере культуры, является наличие в определенном месте историко-культурных памятников, активной культурной жизни, что повышает туристическую деятельность, а также привлекательность для инвестирования и работы.
- Соотношение спроса и предложения. Специфика социально-культурной сферы заключается в превышении объема предложений над размерами спроса, что объясняется спецификой творческого процесса. В современном мире сокращается спрос на времяемкие традиционные формы культурной деятельности (театры, кинотеатры).
Внеэкономические причины финансовой поддержки социально-культурной сферы:
- ценностное видение значимости отдельных проявлений культурной деятельности;
- политические интересы элит; в приоритет у государства поддержка той культурной деятельности, которая лучше всего служит для консолидации элит и достижения политических целей;
- коллективные действия профсоюзов, желающих сохранить поддержку государства при ослаблении идеологических установок или политических сил, являющихся причиной этой поддержки.