Школа как социальный институт
Школа является одним из известнейших элементов образования, а также социальным институтом. В таком контексте о нем писал знаменитый американский педагог Дж. Дьюи, который отмечал, что школа, развиваясь, со временем сможет создать особый тип общества, отвечающий всем ожиданиям и требованиям человека.
Школа – это важная часть образования. Она включает в себя систематические обучающие процессы и программы, подразумевающие пропаганду и дальнейшее распространение культурных ценностей. Все вышеперечисленные элементы относятся к так называемому неформальному образованию.
В школе реализуются следующие принципы работы:
- Совместная деятельность ребенка и взрослого, а также детей между собой;
- Процессы самоопределения, когда ребенок находит близкие ему по духу интересы и реализуется в творческой деятельности;
- Личностная направленность воспитания, обязательный принцип добровольности. Нельзя навязать ребенку волю взрослого, но на ранних этапах можно простимулировать его деятельность, чтобы в дальнейшем она соответствовала общественным нормам и ожиданиям;
- Коллективистская направленность – данный принцип заключается в том, что над созданием образовательных программ, а также над организацией образовательного процесса трудится большое количество людей: государственные органы, отвечающие за систему образования, руководители учреждений образования, преподавательский состав, а также непосредственно родители, чья роль наиболее значительна в процессе первичной социализации личности.
Тем не менее, несмотря на организованность процессов образования и тщательную работу в школе также существует ряд очень значимых и актуальных социальных проблем. Об этом мы поговорим в следующей части нашей работы.
Актуальные проблемы школы
Образовательная система сегодня претерпевает очень серьезные изменения, которые связаны с реформами. Тем не менее, несмотря на попытки отрегулировать имеющиеся отклонения, а также на попытки реформирования общеобразовательной школы по-прежнему существует ряд социальных проблем. Некоторые исследователи из области социальной педагогики дали им особое название – «школьный кризис».
Школьный кризис – это отражение социальных и экономических процессов, которые проявляются в образовании.
Он может быть выражен следующими тенденциями:
- Утрата привычных и традиционных целей, которые ставит перед собой школа как институт образования и социальный институт;
- Острый недостаток финансирования со стороны государственных органов власти. Сегодня зарплата учителя в России является одной из самых низких, а многие школы, особенно сельские или школы, относящиеся к районным центрам, находятся в плачевном состоянии, непригодном для образовательного процесса. Условия не только не соответствуют нормам, но могут грозить как учащимся, так и преподавателям;
- Инертность, которая присуща всем образовательным учреждениям и системам, а также всему современному обществу.
Сегодня проблемы школьного образования вышли на качественно новый уровень. Они затрагивают фундаментальные человеческие ценности и нормы. Поэтому данные проблемы могут также выражаться в отсутствии четкой оптимизации во взаимодействиях личности и социума. Здесь необходим баланс между социальными и нормативными действиями, а также в стремлении человека к определенно автономии. Таким образом, появляются проблемы между потребностями со стороны социума и интересами самого индивида.
Также к социальным проблемам школы относятся процессы дезинтеграции в содержании школьного образования. Она возникла в процессе создания новой социально-образовательной парадигмы и ее некорректной реализации, поскольку используемые методы не соответствуют реалиям школьного образования в России. Отсюда вытекает следующая проблема – несводимость результатов обучения с ожиданиями. Согласно стандартам и требованиям ученик должен освоить школьную программу, но отсутствие необходимых ресурсов (например, компьютерных технологий, доступа в интернет в отдельных регионах и районах) ведет к невозможности реализации этих процессов.
К еще нескольким социальным проблемам школы авторы относят следующие:
- Отсутствие развития у школьников проблемного, критического мышления;
- Проблемы социальной дифференциации и качества образования – заключается в том, что образовательные услуги распределены крайне неравномерно. Например, представителям высшего класса могут быть доступны любые образовательные услуги, но это является проблемой для представителей низшего класса, поскольку зачастую у них не хватает материальных средств для того, чтобы оплатить обучение ребенка или иные цели (питание в школе, дополнительные финансовые взносы);
- Проблемы средней и высшей школы. Проблемы в соотношении овладения профессиональными знаниями и общегуманитарной культурой;
- Социальные проблемы формирования нравственных ориентиров учащихся школьников. На сегодняшний день существует большое количество иных каналов, которые оказывают непосредственное влияние на сознание ребенка, и школа приобретает все меньшее значение. Снижается роль образования, знаний, а также понижается социальный статус учителя. Он перестает быть авторитетом, а в связи с достаточно низким социальным положением профессия педагога уже не является привлекательной.
Диагностика социальных проблем школы и образования
В связи с наличием такого большого количества социальных проблем школы выделим некоторые пути по их регуляции и решения. Во-первых, ускорение темпов развития общества, повышение значимости образования. Сюда относится повышение статуса учителя (увеличение зарплат, представление данной профессии как развивающейся и актуальной).
Необходимо привести школьную систему к тому состоянию, когда она будет соответствовать требованиям международных стандартов. Это важно не только для школ, находящихся в крупных городах и мегаполисах, но и для школ, которые находятся в достаточной дальности, поскольку именно там необходимо проведение наибольшего количества работ по предотвращению негативных последствий и решению острых социальных проблем.