Понятие эксперимента в социологии
Под экспериментом понимается некий способ исследования, который связан с контролируемым взаимодействием исследуемого объекта и наблюдателя в заранее заданных условиях.
Эксперимент отличается от любого другого метода именно тем, что в нем можно получить информацию в искусственно созданной обстановке.
Социальный (социологический) эксперимент - это определенный метод сбора и анализа данных, с помощью которого можно проверить наличие или отсутствие гипотез о существующих причинно-следственных связях между различными социальными явлениями.
Виды эксперимента в социологии
Можно выделить следующие виды эксперимента в социологии:
- В зависимости от объекта и предмета.
- В зависимости от исследовательских процедур.
- В зависимости от цели и задач.
- По характеру логической структуры доказательства гипотезы.
- В зависимости от характера экспериментальной ситуации.
В зависимости от объекта и предмета исследования эксперименты могут быть социологические, психологические, социально-психологические, правовые, экономические и эстетические. Отличие всех этих видов эксперимента друг от друга связано со спецификой научной дисциплины, в которой он используется.
В зависимости от исследовательских процедур могут быть реальные и мыслительные эксперименты. Реальные эксперименты связаны с процессом проверки гипотез с помощью планомерного управления условиями социальной деятельности. Мыслительные же эксперименты связаны с процессом проверки гипотез не самих явлений, а информации о них.
Мысленные же эксперименты могут отличаться на:
- эксперименты по знаковой модели: знаковыми моделями являются различные математические, кибернетические модели, и основной их особенностью является многофакторность, то есть исследователь, который пользуется современными технологиями, может «играть» целым спектром значений экспериментальных факторов;
- экспериментальный анализ: их ориентация связана с построением примера или контрпримера;
- эксперимент по схеме «экс-постфакто»: предполагает сбор данных для проверки гипотез о причинных связях.
В зависимости от цели и задач выделяют научные и прикладные эксперименты. Научный эксперимент своей целью имеет проверку гипотезы, прикладной же - получение практического эффекта.
Также можно выделить проективные и ретроспективные эксперименты. Что очевидно, проективные направлены на будущее и целью имеют прогноз каких-либо явлений, ретроспективный эксперимент направлен в прошлое, имеет своей целью выяснение определенных причин, послуживших факторами, вызвавшими те или иные события.
К тому же, рамках целей и задач можно говорить о одно- и многофакторных экспериментах: в однофакторном эксперименте гипотеза зависит от одной независимой переменной, в многофакторных - от нескольких или даже от их взаимодействия.
По характеру логической структуры доказательства гипотезы выделяют параллельные и последовательные. В параллельных исследованиях существует экспериментальная и контрольная группа, при этом доказательство гипотезы связано со сравнением состояния двух объектов в один и тот же момент времени. В последовательных исследованиях контрольная группа отсутствует; это значит, что одна и та же группа и как экспериментальная, и как контрольная в зависимости от того, когда экспериментатор введет независимую переменную.
Наконец, по характеру экспериментальной ситуации можно выделить лабораторные и полевые экспрерименты. Полевые эксперименты максимально приближены к естественной среде, тогда как лабораторный представляет по форме искусственно созданный эксперимент, в котором объект наблюдения из привычной среды попадет в непривычную, которая, однако, позволяет добиться максимальной точности в наблюдении за ним и его поведением.