Ранние годы
Имел ученую степень магистра ботаники. На протяжении большого количества времени работал в биологическом управлении. Занимался научными исследованиями по теологии и палеоботанике.
В 1905 году был избран первым президентом Американского социологического общества. После этого решает посветить себя профессии социолога. В 1906 году становиться профессором в Браунском университете.
Основные работы
- «Динамическая социология» (предложил оригинальную систему социологического знания); «Психические факторы цивилизации», «Прикладная социология» (дальнейшее изучение социологического знания);
- «Чистая социология» (теоретическое изучение общества).
Психологический эволюционизм
В основе социологических идей Лестера Франка Уорда находятся эволюционистские идеи Огюста Конта и Гербера Спенсера. Он наполнял эволюционизм гуманистическим содержанием. По его мнению, в основе социологии должны находиться принципы психологии, а не биологии. В связи с этим, в центре внимания его интересов было исследование психологических механизмов общественной жизни. Социальная жизнь по его мнению, имеет отличия от природных процессов.
Основным отличием является целенаправленный и творческий характер. Генезис протекает в природе на основе естественного отбора. Генезис сменяется на телезис, где формирование происходит на основе осознанного стремления к прогрессу.
В качестве основной социальной силы Лестер Франк Уорд выделяет желания, которые выражают природные импульсы, например такие, как жажда, голод, половые потребности. На их основе происходит становление наиболее сложные интеллектуальных, моральных и эстетических потребностей, исполнение которых в творческой деятельности человека и обеспечивает формирование общества. Главным носителем коллективного телезиса является государство, которое появляется вместе с такими институтатами, как классы, право и т. д.
По его мнению, различие между производителями и непроизводителями образует наиболее важное социальное деление. Лестер Франк Уорд поддерживал профсоюзное движение и выступал за равенство классов. Но, не смотря на это, он считал, что всеобщее равенство необходимо достигать через обязательное всеобщее образование, при помощи социальных реформ, а не через "государственный социализм". По его мнению, активное вмешательство государства в общественную жизнь необходимо. Он усматривая в государственном регулировании инструмент, при помощи которого можно преодолеть негативные стороны системы свободной конкуренции и господства монополий.
Лестер Франк Уорд пропагандировал социологию. Говорил о том, что огромное значение для будущего формирования и становления человечества оказывают социологические научные исследования и социальное планирование. Социальные науки должны заниматься обеспечением теоретической основы социальных реформ. Он довольно отрицательно относился к учению марксистов. Преувеличивая значения социальных исследователей в обществе, выдвигает идеи социологического плана, перекладывая все надежды на "коллективный разум" общества, который должен при помощи социальных наук направлять ход общественного развития.
В дальнейшем, идеи Лестера Франка Уорда получили свое развитие в работах Гиддингса, нашли свое отражение в первых социологических учебниках в Америке, однако в условиях господствования идеологии (свободного предпринимательства) не оказали огромного влияния на социологию.