Американского социолога, основателя структурного функционализма Толкотта Парсонса (1902—1979) часто признают также «отцом» теории социальной стратификации и использования ее в эмпирических социальных исследованиях - вместе с его учениками, продолжившими эту тему в своих собственных разработках.
Структурно-функциональный анализ
Парсонс представляет одно из самых авторитетных направлений в истории социологии – структурно-функциональный анализ, родоначальником которого сам же и был. Структурно-функциональный анализ рассматривает социум под весьма интересным и многообещающим углом: как единую самоорганизующуюся систему, развивающуюся по собственным законам.
«Общество, - писал Парсонс, - является особым видом социальной системы. Мы рассматриваем социальную систему как одну из первичных подсистем системы человеческого действия наряду с такими подсистемами, как организм, личность индивида и культурная система».
Ученики Парсонса Кингсли Дэвис и Уилберт Мур еще в 1945 г. в книге «Некоторые принципы стратификации» довели этот тренд до его логической кульминации, изобразив в ней общество как прямой аналог живой системы.
Под термином «социальные системы» Парсонс понимает не те или иные типы социума, а их функциональные составляющие (элементы социума, выполняющие в его рамках те или иные функции). К таким функциональным социальным системам он относит следующие:
- собственно «социальная система» (функция: интеграция),
- «культура» (функция: поддержание нормативного образца),
- «личность» (функция: обеспечивает целеполагание),
- «организм» (функция: адаптации к среде).
Основнымпреимуществом данного подхода признается системность в изучении общества.
Ограничения: высокий уровень теоретизирования. Недооценка роли развития, эволюции и конфликтов как их двигателей в общественном процессе.
Социальная стратификация
Социальная стратификация, согласно Парсонсу и его единомышленникам, - это:
«общий структурный аспект социальной системы в целом, и система стратификации теснейшим образом связана с уровнем и типом интеграции социальной системы как таковой».
Центральным звеном здесь Парсонсу представляется понятие о статусе как важнейшем аспекте социальной стратификации.
Люди оценивают и ранжируют друг друга в зависимости от того, насколько образ жизни каждого конкретного индивида соответствует ценностям и нормам, доминирующим в данном социуме (независимо от того, что именно представляют из себя эти ценности и нормы). Фактически это означает, что, опять же независимо от конкретного наполнения «ценностной шкалы», общество всегда будет устроено иерархически.
Парсонс признает, конечно, дифференциацию людей по критериям богатства и власти - но для него этот критерий уже по определению вторичен. В противовес расхожему мнению, он утверждал за богатством второстепенную роль символа, выражающего и отражающего иные, более важные ценности («универсальные ценности», по Парсонсу) в системе социальных страт. Само по себе богатство ценится как символ неких достижений, тогда как система универсальных ценностей может гарантировать, что функционально наиболее важные роли в социуме будут «исполнять» достаточно компетентные люди, чья компетенция подтверждается их признанным статусом.
Социальная мобильность
Исследуя социальную стратификацию, Парсонс, конечно не мог игнорировать и тесно связанную с ней проблему социальной мобильности. Он и его коллеги предположили, что умеренно высокие уровни межпоколенной социальной мобильности имеют важное значение для эффективности и интеграции социума. Функционально значимые для общества позиции должны быть укомплектованы наиболее квалифицированными специалистами, что возможно лишь на основе их личных достижений, а никак не по праву социального происхождения.