Религия и экономическая деятельность по М. Веберу
М. Вебер – известный немецкий социолог, который производил анализ религии во взаимодействии с хозяйственно-экономической деятельностью. Предмет его исследований – это связь между этическими религиозными принципами и теми формами экономической деятельности, которые выделены в обществе, которое придерживается определенной идеологии.
М. Вебер изложил многие свои идеи в одной из самых первых работ «Протестантская этика и дух капитализма». Именно этот труд стал определяющим для отнесения М. Вебера к определенной категории исследователей социума.
Социолог выдвинул предположение о том, что религиозные установки протестантизма (кальвинизма) влияют на дух капитализма. Эти установки полемизируют с марксистским пониманием религии как продукта экономических отношений. С развитием общества стали появляться новые социальные смыслы и принципы, а религия заняла определяющее место в жизни человека. Стремясь объяснить то, что непонятно, и найти спасение в религии, человек при этом выбирает именно то направление, которое соответствует его интеллектуальному уровню развития, его идеологическим ориентациям и экономическому уровню.
Тема связи и взаимозависимости религии и хозяйственной сферы, которая была обозначена в труде «Протестантская этика и дух капитализма», сохранила свое значение и в иных веберовских исследованиях религиозной сферы общества. Как влияют религиозно-этические установки на характер и способ осуществления экономической деятельности и, главное, на формы ее мотивации, как осуществление тех или иных типов хозяйствования деформирует религиозно-этические принципы и их смысловую интерпретацию — вот одно из основных направлений исследований Вебера при изучении мировых религий. Эта тема была блестяще раскрыта Вебером в его работе «Хозяйственная этика мировых религий»
Соотношение религии и хозяйственной деятельности выступает в качестве одного из аспектов отношений, которые складываются между миром и религией. Согласно мнению М. Вебера, отношение выражается в нескольких типах поведения, которые были обозначены в категориях «мистика» и «аскеза»:
- мистика – это категория, которая ориентирована не на действие человека, а на приобщение к определенным идеям, а также на обладание этими самыми идеями. В человеке Вебер видит сосуд, который является вместилищем Божьей воли. А вот исполняет ли человек эту волю – это зависит уже от его личностных особенностей, от волеизъявления, идеологии;
- аскетизм – этот параметр вырастает на основании магических представлений. Аскетизм (аскеза) выступает в двойственном облике. С одной стороны, аскетизм может выражаться в отречении от всего мира, мирских ощущений, благ. С другой стороны аскетизм является господством над миром. Человек обретает харизму, которую нарабатывает аскетическими упражнениями. Он оказывается выше всех потребностей, которые являются необходимым в удовлетворении, если мы говорим о других людях.
Именно аскеза становится основной чертой того самого «духа капитализма», причем ориентируется она внутри на мирские потребности и характеристики человека. Этот аскетизм и принимает свое название – мирской.
Также М. Вебер выделил несколько путей спасения, в которых человек видит упокоение своей души и перестает бояться тех вещей, которые могут быть сверхъестественными и необъяснимыми в повседневной жизни. Первый путь – это обязательная вера в свою особенность и избранность. Этот параметр можно считать своим долгом. Второй путь – посвятить себя неустанной деятельности, которая поможет в дальнейшем избавиться от всех колебаний и сомнений и принимать только взвешенные решения.
Протестантизм как причина распространения духа предпринимательства
На самом деле, протестантская этика, как мы уже обозначили ранее, имеет тесную связь с хозяйственной деятельностью. Протестантизм способствовал распространению рационализма, предпринимательства, прагматизма. Он заострил внимание на качестве трудовой деятельности. в труде концентрируется аскетический параметр, и он способствует формированию человеческой личности определенного типа. Также аскетизм влияет на выработку качеств личности и ее поведения, без которых становление и развитие капитализма было бы просто невозможным.
К таким характеристикам можно отнести расчетливость ума, добросовестность в выполнении всех видов работ, обязательность и ответственность за то, что человек произвел, и какое решение было им принято. Также капитализм в сочетании с аскетизмом дает человеку фанатическую приверженность избранной деятельности как к своему долгу. Это напоминает служение Богу, только объектом здесь является трудовая деятельность в совокупности со своими обязанностями. Многие из убежденных протестантов с немалым рвением занимались торговлей, предпринимательской деятельностью, они начинали рассматривать свои экономические успехи как свидетельство избранности.
Несмотря на свою логичность и справедливость, теория М. Вебера была неоднократно подвергнута критике. Основания в большинстве своем были сведены к тому, что Вебер недооценил некоторые факторы: он упустил роль католицизма, великих географических открытий и деятельность многих выдающихся мыслителей, которые осуществляли свою деятельность в эпоху Возрождения. Но эта критика в дальнейшем не принималась во внимание, поскольку у Вебера появилось немало последователей, со стороны которых он и получил поддержку. Самое главное – в активно меняющиеся времена его теории и выводы оказывались все более актуальными. Вебер, обогнав свое время, уже в ХХ веке стал одним из самых популярных исследователей, а его работы использовались в качестве эталонных. По сей день многие исследователи в области экономической социологии и социологии религии приводят работы М. Вебера в пример, указывая на их логичность, целесообразность, некоторую оригинальность и особенность.