Истоки теории
Структурно-функциональная социологическая теория была разработана Толкоттом Парсонсом. Она была сформирована как ответ на вопрос о том, что такое общество и как возможно его существование.
Парсонс выдвинул предположение о том, что общество уже является социальным порядком, и это привело к еще одному вопросу – каковы возможные основания социального порядка, и благодаря каким оптимальным средствам можно поддерживать его, чтобы все человечество чувствовало себя в безопасности.
Еще один вопрос, который Парсонс посчитал логически вытекающим из своих выводов и предположений, – какие способы возможного достижения ориентации одного человека на действия всех остальных будут наиболее эффективными и одновременно с этим наиболее гуманными. По сути, реакция на человека – это действия и ожидания, которые высказывают другие индивиды. Ответы на все эти вопросы, Парсонс формулировал несколько лет, результатом его трудов стала книга «Структура социального действия», изданная в 1937 году. В этом труде исследователь сделал подробный анализ двух видов социального порядка, образовавшихся в обществе:
- Идеалистического;
- Позитивистского.
Позитивизм, по мнению Парсонса, привел к тому, что человеческое действие объясняли в качестве результата достигнутых целей. Для этого используются определенные средства, которые могут быть эффективными в заданных условиях.
Осуществление действия возможно двумя способами. Первый вариант – рациональное приспособление. Деятель в результате рационального приспособления осознает все многообразие связей между условиями, целями и средствами для их достижения. Есть и второй вариант – это естественный отбор, а вернее результат естественного отбора. В данном случае предполагается отсутствие достаточного знания о том, как могут быть связаны друг с другом условия, средства и поставленные цели. Адаптация к окружающей среде и условиями оказывается возможной только в случайном варианте.
Человеческое действие можно также объяснить и с другой позиции – с позиции идеализма. В таком случае действие понимается в качестве следования при наличии определенных условий идеалам, и может осуществляться в одном из двух направлений: следование общезначимым идеям или выражение конформизма в отношении конкретных норм жизненного мира. В этом и состоит основная идея структурно-функционального подхода, который был определен в теории Парсонса. Данный подход считается сегодня наиболее разработанным и востребованным. Он позволяет исследовать социальные и культурные явления и процессы, а также рассматривать их в качестве особой структурной целостности. Каждый элемент в системе имеет свое собственное значение и выполняет свои определенные функции.
Помимо Парсонса огромный вклад в развитие структурно-функциональной теории был сделан Э. Дюркгеймом. Он сформулировал проблему, связанную со взаимозависимостью функций отдельный структурных единиц. Понятие функции в дальнейшем стало отправной точкой в анализе в рамках данного подхода. сегодня этот подход также пользуется популярностью, поскольку он позволяет посмотреть на общество под другим углом.
В теории Парсонса было выделено несколько условий, в рамках которых сообщество и организация смогут выжить. По сути – это подсистемы выживания, которые ориентированы не на внутренние факторы, а на внешнее окружение, и к ним относят:
- Адаптационные подсистемы – имеют экономический характер, поскольку выполняются экономическими контактами и экономическими единицами;
- Подсистема достижения целей – ее силами мобилизуются организационные ресурсы, соединяются все части систем в единое целое, благодаря чему достижение поставленных целей становится более вероятным и возможным;
- Подсистемы интеграции и подсистемы латентности – они рассматриваются как единое целое, потому что на многих этапах они неразрывны.
Формы порядка в общественной системе
Общественная система состоит из неразрывно связанных друг с другом элементов. Процесс интеграции неравномерен, он может происходить в несколько этапов. Все начинается с конформности, затем элементы мобилизуются, и на последнем этапе происходит консолидация. Этап конформизма состоит в том, что индивид достигает внешней согласности с принятыми в обществе нормами и ценностями. Однако его внутренние установки могут не меняться, они останутся прежними, поскольку в них индивид имеет больше уверенности.
Процесс мобилизации характеризует идентификацию индивида с социальными ролями, которые он играет, и его социальным статусом. Организационная цель здесь ставится выше, чем личные цели индивида. консолидация – это третий этап. Происходит интернационализация социальных и личностных норм. Они становятся внутренними установками личности, и он ассоциирует себя именно с ними. Конечно, с момента наступления первого этапа до третьего может пройти достаточно много времени, поэтому индивид нуждается в проработке собственных моральных установок и в поиске своего настоящего предназначения.
Что же касается социального порядка, то человеческое действие должно основываться на рациональном согласовании. Порядок будет организован только тогда, когда внутренние установки индивида совпадут с его внешними потребностями и целями организации (сообщества), к которому он сам себя причисляет. Отсюда и исходит вывод о существовании двух форм порядка. Первая форма – идеальный порядок, источником которого является рациональное оправдание поставленных целей. Конформистский порядок – вторая форма, источник порядка усматривается скорее во внутригрупповом нормативном консенсусе, но чтобы его достичь, необходимо пройти сложный путь к осознанию и принятию. В целом, структурно-функциональный подход может считаться одним из самых актуальных, несмотря на свою многолетнюю историю.