Социальное исследование – это способ изучения общественных процессов и явлений, который дает возможность получить принципиально новое знание, полученное при соблюдении принципов научности, которые легитимны для конкретного академического сообщества.
Популярные методы социальных исследований
Среди наиболее часто применяемых и популярных методов социальных исследований можно выделить:
- контент-анализ,
- анализ документов,
- социологическое наблюдение,
- анкетирование,
- интервью,
- метод экспертных оценок,
- тестирование,
- социальный мониторинг,
- эксперимент.
Каждый метод имеет собственную уникальную ценность и по-разному позволяет добыть информацию о том или ином общественном процессе.
Контент-анализ, анализ документов и социальное наблюдение
Анализ документов предполагает систематическое исследование различных источников (рукописей, книг, аудиозаписей, электронных файлов) с целью получения точной и полной информации, причем термин «документ» необходимо воспринимать в широком смысле и нельзя сводить его только к тому, что чаще всего воспринимается как документальное воспроизведение в области искусства.
Основной целью анализа документов является изучение письменных источников традиционным способом качественного исследования или на основании формализованных количественных методов. Самым распространенным методов в данном случае называется контент – анализ.
Контент-анализ в свою очередь представляет собой метод количественных исследований документальной информации, который основан на переводе качественных параметров изучаемого текста в количественные характеристики с целью их последующей обработки и анализа.
Если организуется исследование по методу контент – анализа, то оно начинается с выделения основных смысловых текстовых единиц, которые дают базу для рабочих гипотез, которые продуцируются методологическими предпосылками данного исследования. Главной целью всех подобных процедур является обеспечение надежности и полноту получаемой информации.
Социологическое (социальное) наблюдение – это метод сбора социологических данных посредством непосредственного изучения того или иного социального явления в его естественных условиях.
Основными задачами социального наблюдения можно назвать:
- получение ясной социально значимой информации о том или ином явлении и предмете, который имеет социальную окраску;
- отработку методов наблюдения социальных явлений по заранее запланированной программе;
- получение информации, которая будет поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.
Социальное наблюдение может быть включенным и невключённым, контролируемым и неконтролируемым.
Анкетирование, интервью и другие методы социальных исследований
Анкетирование – это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков.
Все вопросы анкеты для социального исследования должны находиться между собой во внутреннем единстве, согласованности, поскольку, анализируя совокупность процессов исследователь сможет получить необходимый для рабочей гипотезы массив информации.
Частым методом, который применяется в социальных исследованиях называют интервью. Интервью представляет собой метод устного опроса, где исследование проходит в форме особой беседы или исследования с участием респондента.
Респондент – это лицо, принимающее участие в социологическом или другом опросе, анкетировании.
В ходе проведения интервью исследователь оценивает не только сами ответы респондента, но и само его отношение к интервьюированию, что может немало значить для самого процесса социологического исследования.
Популярным методом социальных исследований можно назвать метод экспертных оценок т. е. такой вид опроса, в котором исследователь получает информацию от высококвалифицированных специалистов в данной области знания. Этот тип исследования применяется в отношении сложных социальных проблем, для уточнения гипотез, разработки прогнозов и пополнения данных о тех или иных социальных явлениях и процессах. Интересным вариантом экспертного опроса является дельфийский метод, в рамках которого практикуется неоднократное обращение к экспертам с постепенным уточнением их позиций по различным аспектам проблемы с последующей попыткой оценить уровень согласованности экспертов по наиболее важным пунктам.
Социометрический опрос представляет собой оригинальный тип опроса, в котором объектом является малая группа. С помощью подобного метода можно проанализировать межличностные отношения внутри малой группы и выявить связи и предпочтения, установленные в ней. Все результаты социометрического опроса фиксируются в виде социальных матриц и социограмм.
Социограмма – это схематическое изображение реакции опрашиваемых друг на друга при ответах на социометрические вопросы. Социограмма дает возможность произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков.
Тестирование является способом проведения исследования при помощи стандартных методик, которые называются тестами. Тест является специальной процедурой, которая дает возможность измерить уровень развития и уровень выраженности психических свойств индивида и группы. Среди главных требований к тестированию выделяют: контроль, надежность, гибкость и полноту.
Сегодня популярным методом социального исследования называют социальный эксперимент. Он представляет собой социологическое исследование какого-либо социального явления, процесса или феномена в специально созданных, искусственных условиях. Такой метод имеет практическую и научно-познавательную направленность.
Также часто применяется метод мониторинга или особенного наблюдения, который позволяет контролировать социальные процессы и явления, находящиеся в определенных параметрах.