Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Соцопрос как форма коммуникативного изучения специфики социально-общественной жизни

Специфика социологического опроса

Определение 1

Социальное исследование – это система теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению новых знаний, касающихся исследуемого объекта для разрешения ряда конкретных теоретических и социальных проблем.

Социологические опросы по своей направленности являются разновидностью социальных исследований и обладают определенным набором специфических черт. Специфику определяют особенности эмпирических методов – анкетный опрос, интервью, наблюдение.

Специфика заключается в результате воздействия факторов, к которым относятся:

  • привычность анкетного опроса в сообществе;
  • адекватная адресация;
  • мотивировка респондента;
  • валидность анкетных вопросов;
  • хорошая структурированность опросника;
  • исчерпывающая инструкция;
  • понятность и недвусмысленность формулировок вопросов и ответов;
  • полнота всего опросника.

Оценка существующих теорий и гипотез в социальных науках, как и в естественных науках, предполагает введение ряда критериев эмпирической проверяемости и истинности теоретических высказываний, а также разработку и применение соответствующих данным критериям исследовательских методов.

Виды социологического опроса

Выделяют несколько типов соцопроса:

  • анкетирование;
  • интервью;
  • прессовый опрос;
  • почтовый опрос;
  • опрос по телефону;
  • факсовый опрос;
  • телевизионный экспресс-опрос.

Анкетирование – это письменный вид опроса, который осуществляется, преимущественно, заочно, то есть в нем прямой контакт интервьюера и респондента отсутствует.

Данный тип соцопроса актуален в следующих случаях:

  • если есть необходимость опросить большое количество респондентов за достаточно короткий срок;
  • если респонденты должны тщательно обдумывать ответы на предлагаемые вопросы, глядя в напечатанный опросник.

Основная часть анкеты разрабатывается не только на основании общих требований к опросу, но и учитывая ряд дополнительных соображений. В анкете могут быть поставлены следующие типы вопросов:

«Соцопрос как форма коммуникативного изучения специфики социально-общественной жизни» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • программно-тематические, то есть следующие непосредственно из исследовательской программы, но и процедурно-функциональные, призванные оптимизировать ход опроса;
  • прямые, в которых респондент должен выразить собственную позицию, а также косвенные вопросы;
  • «крючки», которые ставятся, чтобы респондент «клюнул», то есть, чтобы поддерживать его интерес к заполнению анкеты;
  • «фильтры», отсеивающие респондентов на основании какого-либо критерия;
  • контрольные вопросы, нацеленные на проверку устойчивости и непротиворечивости мнений респондентов;
  • «ловушки» - выясняют степень искренности ответов;
  • наводящие вопросы помогают более точно понять смысл следующего вопроса, представляющего большую ценность;
  • дихотомические, содержащие противоположные по смыслу варианты ответов.

Интервьирование – это тип очного опроса, при котором исследователь непосредственно контактирует с респондентом.

Данный метод используется в следующих обстоятельствах:

  • необходимость обязательного получения ответа на вопрос;
  • неопределенные или противоречивые ответы можно уточнить;
  • есть возможность наблюдать за респондентом и фиксировать его вербальные ответы, а также невербальные реакции;
  • получаемая информация более полная, глубокая и достоверная, если сравнивать с анкетированием.

Главным недостатком данного метода является малая оперативность, временные затраты, невозможность использования в ситуации краткосрочного массового опроса и необходимость большого количества интервьюеров.

Прессовый опрос – это тип анкетирования, который осуществляется через периодическую печать.

Отличается оперативностью, массовостью, экономичностью, откровенностью респондентов, обусловленной добровольностью их участия в опросе.

К основным недостаткам можно отнести низкую репрезентативность, невысокие показатели возврата заполненных анкет, небольшое количество вопросов, использование закрытых вопросов, вероятность воздействия на респондентов других людей.

Почтовый опрос – это один из типов анкетирования через почту, которым предполагается рассылка анкет по специально выбранным адресам, тем людям, которые в совокупности представляют репрезентативную выборку по отношению к изучаемому объекту.

Достоинствами метода являются следующие возможности:

  • получение ответов на деликатные и интимные вопросы;
  • охват опросником населенных пунктов, куда анкетеры не могут добраться;
  • получение дополнительной информации, корректирующей данные, полученные от любого другого метода;
  • экономия средств.

Недостатками являются неизбежные выбраковки, перекос репрезентативности, нарушение анонимности опроса, искажение ответов.

Телефонный опрос – это специфический синтез анкетирования и интервьюирования, который обычно используется в рамках одного города или населенного пункта.

Замечание 1

Популярность применения данного метода в современном мире возрастает в периоды избирательных компаний. Это обусловлено его оперативностью, краткосрочностью и экономичностью.

Факсовый опрос – это редко применяемый в непосредственно научных целях метод проведения анкетирования, когда единицами отбора респондентов являются учреждения и организации, у которых налажена факсовая, телетайпно-телеграфная или другая электронная связь с социологическим центром.

Основным достоинством данного метода выступает его сверхоперативность и экспертная значимость полученной информации. Недостатками является предельно сжатый вопросник, не более пяти позиций, закрытые вопросы и ограниченные варианты ответов.

Телевизионный экспресс-опрос – это метод сбора не столько социологической, сколько политологической информации, который применяют ведущие различных политических телевизионных программ.

Техникой данного опроса предполагается:

  • формулирование ведущим одного самого актуального вопроса;
  • ответ телезрителей в формате «да» или «нет»;
  • сбор ответов на протяжении определенного временного отрезка – пока длится передача;
  • демонстрация результатов подсчета голосов на электронном табло;
  • комментирование полученного результата.

Экспертные опросы – это специфический тип соцопросов, которые не носит массового характера, но играет важную роль в эмпирической социологии и все чаще в ней применяется.

Дата последнего обновления статьи: 19.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot