Специфика социологического опроса
Социальное исследование – это система теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению новых знаний, касающихся исследуемого объекта для разрешения ряда конкретных теоретических и социальных проблем.
Социологические опросы по своей направленности являются разновидностью социальных исследований и обладают определенным набором специфических черт. Специфику определяют особенности эмпирических методов – анкетный опрос, интервью, наблюдение.
Специфика заключается в результате воздействия факторов, к которым относятся:
- привычность анкетного опроса в сообществе;
- адекватная адресация;
- мотивировка респондента;
- валидность анкетных вопросов;
- хорошая структурированность опросника;
- исчерпывающая инструкция;
- понятность и недвусмысленность формулировок вопросов и ответов;
- полнота всего опросника.
Оценка существующих теорий и гипотез в социальных науках, как и в естественных науках, предполагает введение ряда критериев эмпирической проверяемости и истинности теоретических высказываний, а также разработку и применение соответствующих данным критериям исследовательских методов.
Виды социологического опроса
Выделяют несколько типов соцопроса:
- анкетирование;
- интервью;
- прессовый опрос;
- почтовый опрос;
- опрос по телефону;
- факсовый опрос;
- телевизионный экспресс-опрос.
Анкетирование – это письменный вид опроса, который осуществляется, преимущественно, заочно, то есть в нем прямой контакт интервьюера и респондента отсутствует.
Данный тип соцопроса актуален в следующих случаях:
- если есть необходимость опросить большое количество респондентов за достаточно короткий срок;
- если респонденты должны тщательно обдумывать ответы на предлагаемые вопросы, глядя в напечатанный опросник.
Основная часть анкеты разрабатывается не только на основании общих требований к опросу, но и учитывая ряд дополнительных соображений. В анкете могут быть поставлены следующие типы вопросов:
- программно-тематические, то есть следующие непосредственно из исследовательской программы, но и процедурно-функциональные, призванные оптимизировать ход опроса;
- прямые, в которых респондент должен выразить собственную позицию, а также косвенные вопросы;
- «крючки», которые ставятся, чтобы респондент «клюнул», то есть, чтобы поддерживать его интерес к заполнению анкеты;
- «фильтры», отсеивающие респондентов на основании какого-либо критерия;
- контрольные вопросы, нацеленные на проверку устойчивости и непротиворечивости мнений респондентов;
- «ловушки» - выясняют степень искренности ответов;
- наводящие вопросы помогают более точно понять смысл следующего вопроса, представляющего большую ценность;
- дихотомические, содержащие противоположные по смыслу варианты ответов.
Интервьирование – это тип очного опроса, при котором исследователь непосредственно контактирует с респондентом.
Данный метод используется в следующих обстоятельствах:
- необходимость обязательного получения ответа на вопрос;
- неопределенные или противоречивые ответы можно уточнить;
- есть возможность наблюдать за респондентом и фиксировать его вербальные ответы, а также невербальные реакции;
- получаемая информация более полная, глубокая и достоверная, если сравнивать с анкетированием.
Главным недостатком данного метода является малая оперативность, временные затраты, невозможность использования в ситуации краткосрочного массового опроса и необходимость большого количества интервьюеров.
Прессовый опрос – это тип анкетирования, который осуществляется через периодическую печать.
Отличается оперативностью, массовостью, экономичностью, откровенностью респондентов, обусловленной добровольностью их участия в опросе.
К основным недостаткам можно отнести низкую репрезентативность, невысокие показатели возврата заполненных анкет, небольшое количество вопросов, использование закрытых вопросов, вероятность воздействия на респондентов других людей.
Почтовый опрос – это один из типов анкетирования через почту, которым предполагается рассылка анкет по специально выбранным адресам, тем людям, которые в совокупности представляют репрезентативную выборку по отношению к изучаемому объекту.
Достоинствами метода являются следующие возможности:
- получение ответов на деликатные и интимные вопросы;
- охват опросником населенных пунктов, куда анкетеры не могут добраться;
- получение дополнительной информации, корректирующей данные, полученные от любого другого метода;
- экономия средств.
Недостатками являются неизбежные выбраковки, перекос репрезентативности, нарушение анонимности опроса, искажение ответов.
Телефонный опрос – это специфический синтез анкетирования и интервьюирования, который обычно используется в рамках одного города или населенного пункта.
Популярность применения данного метода в современном мире возрастает в периоды избирательных компаний. Это обусловлено его оперативностью, краткосрочностью и экономичностью.
Факсовый опрос – это редко применяемый в непосредственно научных целях метод проведения анкетирования, когда единицами отбора респондентов являются учреждения и организации, у которых налажена факсовая, телетайпно-телеграфная или другая электронная связь с социологическим центром.
Основным достоинством данного метода выступает его сверхоперативность и экспертная значимость полученной информации. Недостатками является предельно сжатый вопросник, не более пяти позиций, закрытые вопросы и ограниченные варианты ответов.
Телевизионный экспресс-опрос – это метод сбора не столько социологической, сколько политологической информации, который применяют ведущие различных политических телевизионных программ.
Техникой данного опроса предполагается:
- формулирование ведущим одного самого актуального вопроса;
- ответ телезрителей в формате «да» или «нет»;
- сбор ответов на протяжении определенного временного отрезка – пока длится передача;
- демонстрация результатов подсчета голосов на электронном табло;
- комментирование полученного результата.
Экспертные опросы – это специфический тип соцопросов, которые не носит массового характера, но играет важную роль в эмпирической социологии и все чаще в ней применяется.