Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблема личности в русской социологии

Субъективная школа личности (П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский)

Замечание 1

Субъективное направление в социологической науке появилось примерно в конце 60-х годов 19 века. Просуществовало оно примерно до Октябрьской революции, но наложило существенный отпечаток на состояние отечественной социологии, а также на идеи о личности человека и роли личности в научной и социальной сферах.

Ведущими теоретиками субъективной школы социологии были Петр Лаврович Лавров и Николай Константинович Михайловский. Они разработали учение об обществе как единице, а также акцентировали внимание на:

  • выявлении закономерностей развития общества;
  • определении направленности развития общества.

Оба аспекта стали центральными внутри социологии. Уделялось внимание и разработке теории общественного прогресса. Эта теория стала одной из самых выдающихся, поскольку до этого в стране не было ни одного подобного научно-исследовательского направления. Хотелось бы также отдельно упомянуть о личности каждого из исследователей, поскольку они сделали серьезный вклад в определение проблематики личности в русской социологии и указали, что благодаря выявлению конкретной проблематики стало возможным давать более четкие ответы на поставленные вопросы.

Статья: Проблема личности в русской социологии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Петр Лаврович Лавров родился в 1828 году, умер в 1900 году. Это известный социолог и философ, историк и литературный критик. Также П.Л. Лавров известен как революционный деятель. Его взгляд на проблему личности отличается некоторыми особенностями, поскольку он весьма нетипичен. Исследователь полагал, что прекратить споры партий можно, если построить так называемую теорию личности. Теория личности имеет свои особенности, свое значение. Это может быть важно в практической жизни общества.

Общество, как считает П.Л. Лавров, это объединение людей, каждый из которых имеет свои цели и преследует их в осуществлении различных видов деятельности. В развитии человек постоянно опирается на эти цели, он учитывает их и оценивает, насколько его текущие силы и возможности позволят ему разрешить имеющиеся противоречия. В личности заложено все то индивидуальное и социальное, поэтому исследование индивидуальных особенностей является предметом теории личности. Исследователь выдвинул предположение о том, что истинная общественная теория не требует от индивида полного подчинения, и личность не может поглощаться обществом. Но новые формы общественного сознания и поведения могут быть созданы только той личностью, которая критически мыслит. Без новых форм обществу может грозить застой, стагнация и как закономерный итог – гибель цивилизации.

«Проблема личности в русской социологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Н. К. Михайловский – выдающийся ученый-социолог. Он предполагал, что на социальную деятельность личности влияют субъективные цели и вполне субъективные помыслы. Внешние факторы в данном случае имеют небольшое значение. Наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого, и только так один человек может понять, что чувствует и о чем переживает другой человек. Ведущее место в научном знании Михайловского занимает проблема социальной психологии. Это так называемая психология толпы.

Психологическое направление в проблематике личности

В этой части статьи особое внимание следует уделить таким авторам, как Е. В. Де Роберти, Н. М. Коркунов и Н. И. Кареев.

Де Роберти писал, что социолог преследует только одну цель – он стремится познать законы психологического взаимодействия. И именно поэтому он старается наблюдать только те факты, в которых эти взаимодействия очевиднее всего. На самом деле, психологическая составляющая каждого человека является преобладающей. Это обусловлено тем, что эмоционально и психологически человек всегда руководствуется своими ощущениями. На принятие решений влияют его установки, мировоззрение, уровень социализированности и адаптированности к внешним условиям и к другим людям. По мнению Де Роберти, все социальные явления можно поставить в один эволюционный ряд. Этот ряд состоит из наиболее общих категорий, и выглядит он следующим образом:

  • психологическое взаимодействие;
  • общественные группы;
  • личность индивида;
  • научная составляющая;
  • философия;
  • искусство;
  • практическая деятельность индивида.

Еще одним представителем данного направления является Н.М. Коркунов, который говорил о том, что существует особая связь, объединяющая людей в единое целое. Объясняется эта связь тем, что материальная связь сама по себе отсутствует, а людям необходимо держаться друг за друга, потому что только в таком единстве они могут справляться с подавляющим числом трудностей, кризисов и проблем.

Очень большой интерес вызывают идеи и взгляды Н.И. Кареева (1850-1931 гг.). Кареев активно и весьма плодотворно занимался методологическими проблемами социологии. Он включился в работу по разработке тем в области социологии и истории, и благодаря ему были созданы некоторые исследования, касающиеся более общих вопросов теории и методологии социологического знания. Кареев относится к субъективной школе. Глубокую разработку проблематики личности Кареев считал своим главным призванием и основным призванием социологии. Личность – это субъект истории, соединяющий в себе психологические, антропологические и социальные начала. Такая многогранность личности – показатель ее разносторонности и значимости. Социолог выдвинул главное предположение – субъективизм в изучении общества неизбежен, поскольку отдельные события и общий процесс оцениваются с точки зрения общепризнанного идеала. Общество в социологии Кареева выступает в абстрактной форме, вне его исторических, экономических особенностей. Общество, по Карееву, представляет собой сложную систему психических и практических взаимодействий личностей.

Таким образом, в социологии нашей страны на ранних этапах ее развития существовало множество направлений, которые имеют существенное значение и по сей день. Одно из значимых направлений сводится к тому, что человеческая личность – это многогранная, многоаспектная и значимая единица, являющаяся как объектом, так и субъектом общественного процесса.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot