Методика социометрии в школьном коллективе
Исследования, которые проводятся с помощью метода социометрии, сегодня довольно популярны и востребованы. Они организуются в различных социальных группах и коллективах, и школа не является исключением. Данная методика была разработана в 30-40-е года социальным психологом из Соединенных Штатов Америки Джекобом Морено.
Цель социометрии заключается в том, чтобы диагностировать состояние эмоциональных связей, складывающихся внутри социальной группы.
Исследование школьного коллектива предполагает разрешение ряда важных задач:
- Измерение степени сплоченности и разобщенности участников классной работы (ученика с одноклассниками и учеников с преподавательским составом);
- Выявление соотносительного авторитета, которым обладают различные члены группы (школьного класса), который производится по признакам «симпатии-антипатии». Таким образом, в классе могут быть лидеры, звезды класса, отвергнутые и изгои;
- Обнаружение сплоченных образований, которые возникают в рамках одного класса (группы по интересам, группа отличников и группа отстающих). В каждом таком сплоченном образовании также есть свои неформальные лидеры.
Результаты социометрического исследования в школе направлены на то, чтобы получить срез динамики внутригрупповых отношений для последующего переструктурирования группы на основе полученных данных. Таким образом, открываются возможности повысить сплоченность участников группы, усилить их взаимосвязи и повысить эффективность их деятельности.
Порядок социометрического исследования в школе также особенный. Исследователь заранее готовит критерии в соответствии со спецификой школьной среды. критерии должны измерять отношения учащихся по поводу их совместной деятельности, а также ради выполнения которых и была создана данная группа (в нашем случае, это учебная деятельность, получение новых знаний и обмен опытом). Также исследователь выбирает критерии для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, которые могут быть не связаны напрямую с совместной деятельностью учеников – выбор товарища для проведения совместного досуга, выбор близкого друга, который может мотивировать к различным действиям, быть примером для подражания.
Для опроса в рамках социометрического исследования в школе могут быть использованы следующие вопросы:
- Если ваш класс подвергнется расформированию, с кем вы бы хотели остаться в одном классе и продолжить совместную деятельность?
- Кого бы из класса вы бы хотели пригласить на свое День Рождения (или иные праздники, которые имеют значение для учащегося)?
- С кем из своего классы вы хотели бы пойти в туристический поход на несколько дней?
Процесс социометрического измерения в школьном коллективе
Перед тем, как проводить социометрический опрос с учащимися, организатор проводит подробный инструктаж, где обозначает основные условиях социометрической методики. Объясняются ключевые цели исследований, важность его результатов, причем, в первую очередь для самих участников исследования. Затем определяется порядок выполнения задания (на каждый вопрос школьник может дать не более трех вариантов ответа). Подчеркивается необходимость быть искренним и объективным, честным. Педагоги при этом гарантируют тайну индивидуальных ответов, хотя в социометрическом исследовании невозможно добиться абсолютной анонимности.
В процессе социометрического исследования в школьном коллективе организаторы стремятся установить наиболее благоприятную атмосферу, которая предполагает доверие в отношениях с учащимися, которые принимают участие в социометрическом измерении. Исследователи подчеркивают, что часто важно не только количество ответов, но также и их взаимность.
Анализируя мотивы, которые побуждают учащихся давать взаимные выборы учащихся, исследователь может делать вывод о том, что общественные мотивы и личные мотивы могут быть равнозначными для учащихся. К общественным мотивам относится совместный учебный процесс, участие в коллективном походе или организации какого-либо мероприятия. К личным мотивам может относится приглашение на торжество (день рождения или иной значимый для учащегося праздник). Эти мотивы и их равнозначность доказывает в определенной мере сплоченность членов группы друг с другом, стремление учащихся к общению и взаимодействиям. Это также подтверждает сотрудничество как во время учебного процесса, так и вне него.
В изучении школьников (например, одного класса) определяются как лидеры, так и отверженные. Как минимум один ученик может попасть в группу риска, и в дальнейшем перед исследователем встает задача объяснить, почему именно он оказался в таком положении.
Для того, чтобы определить возможные пути по реализации работы с учащимися, которые оказались в «группе риска», социальный педагог собирает дополнительную информацию о ребенке, заполняя анкету под названием «Определение обобщенного показателя социального благополучия ребенка». В нее входят следующие вопросы:
- Состав семьи учащегося;
- Школьная успеваемость;
- Здоровье учащегося;
- Санитарно-жилищные условия проживания ребенка и его семьи;
- Доход семьи и уровень ее социального благополучия;
- Поведение ребенка в школе, а также оценка его внешкольного общения с другими учащимися;
- Жизненные цели ребенка;
- Эмоциональные отношения учащегося с родителями.
Каждый из этих критериев позволит выявить, почему ребенок имеет те или иные проблемы, и почему не воспринимается другими участниками как полноценный ученик, который может быть им другом и взаимодействовать с ними во внеучебное время.
Также, работая с социальным психологом в дальнейшем, учащийся может избавиться от возможных проблем, а также стать частью коллектива, преодолев свои психологические и иные трудности. Социальный психолог может проводить довольно эффективную работу с другими учащимися, которые могут в той или иной степени влиять на состояние ученика, его развитие.