Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Взаимность

Предмет Социология
Разместил 🤓 tolik.mironov.1988
👍 Проверено Автор24

в рамках функционализма и обмена теории утверждается, что взаимный обмен вознаграждениями есть необходимая основа социального взаимодействия между индивидами. Когда взаимность отсутствует, социальные деятели уходят от взаимодействия, утратившего качество вознаграждения. Отказ во взаимности является, таким образом, элементом социального контроля. Двухсторонняя взаимность между социальными деятелями А и В противопоставляется односторонней направленной взаимности, когда А отдает что-либо С в ответ на то, что А получает от В. Теория взаимного обмена предполагает, что социальная стабильность требует соблюдения принципа равенства вознаграждений между социальными деятелями. Понятие взаимности относительно бессодержательно, поскольку вознаграждения определяются крайне обобщенно. (2) С точки зрения анализа социальных систем можно говорить об изменчивости степени взаимности между частями системы. Когда определенная часть социальной системы обладает значительной функциональной автономией (то есть удовлетворяет свои собственные потребности вне полной зависимости от системы в целом), появляется сильное давление в целях поддержания этой автономии. Таким образом, социальные системы могут рассматриваться с точки зрения конфликта между взаимозависимостью частей системы и их функциональной автономией.

Научные статьи на тему «Взаимность»

Договор перестрахования на базе взаимности

Правовая основа взаимности Особенности в организации по страхованию на базе взаимности (цель образования...
норм по взаимному страхованию к отношениям, которые возникают из договоров по перестрахованию на базе взаимности...
Особенности договоров перестрахования на базе взаимности Определенные законодательством цель взаимного...
Так, в ходе передачи в перестрахование рисков, которые приняты обществом на страхование на принципе взаимности...
наступлению страхового случая меж всеми участниками по взаимному страхованию (страхователями на базе взаимности

Статья от экспертов

Трансформы поля взаимности

В статье на основании широкого понимания функционально-семантической категории взаимности, позволяющего выявлять процессы ее формирования и функционирования, рассматриваются механизмы взаимодействия ее периферии и центра через систему частей речи. Части речи, оформляя лексическое наполнение поля взаимных отношений, становятся трансформами функционально-семантической категории взаимности, удерживающими лексико-грамматическое единство ситуации взаимных отношений. Организуя речь путем ориентации на грамматику, части речи становятся структурообразующими элементами языковой системы. Части речи выступают трансформами самоорганизующихся функционально-семантических категорий. Выявление трансформ функционально-семантических категорий как сложных систем важно для теории и практики результативного лингвистического анализа, потому что при этом понимается синергия языка (взаимодействие разноуровневых форм при выражении определенного значения). При собирании системы трансформ определенной функцио...

Научный журнал

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства

УПК предусматривает принцип взаимности, имеющий прямое отношение к международному сотрудничеству в сфере...
Принцип взаимности — один из основополагающих принципов международного сотрудничества в вопросах оказания...
В УПК необходимо закрепить следующие принципы: законности, взаимности, уважения прав, свобод гражданина...
которого лежит международный договор, национальное уголовно-процессуальное законодательство и принцип взаимности

Статья от экспертов

Прагмалингвистика поля взаимности

В статье представлена лексикографическая квалификация периферийной области средств функционально-семантической категории взаимности в современном русском языке банка собранного языкового материала, фиксирующего ситуацию взаимных отношений (более 6000 позиций); показаны особенности грамматического использования языковых средств, формирующих речевое поле взаимных отношений. Объект исследования определен на основе широкого понимания оценки как основания, формирующего мысле-рече-языковую деятельность и ее результат язык и функционально-семаническую категорию взаимности. В поле взаимного значения, помимо наименований собственно взаимного значения, включены наименования полувзаимного действия и субъекта/объекта взаимных отношений. Тем самым лексикографически определена область оценочных характеристик модальность движения ФСК взаимности. Семасиология ФСК взаимности (соотношение ее языковой организации и внеязыковой действительности) таким широким представлением объекта исследования дает оп...

Научный журнал

Еще термины по предмету «Социология»

Аккомодация культур

приспособление культуры к изменяющимся условиям окружающей среды, к взаимодействию с другой культурой.

🌟 Рекомендуем тебе

Бытие

философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективного мира, материи, природы, а в обществе - процесса материальной жизни людей. Проблема соотношения бытия и сознания - основной вопрос философии.

🌟 Рекомендуем тебе

Менеджерского контроля стратегии

поскольку интересы работников и тех, кто ими управляет, не совпадают, менеджеры не могут быть уверены в том, что работники всегда будут делать то, что они должны. Способы, которыми менеджеры достигают подчинения работников несмотря на расхождение интересов, традиционно являются предметом значительного интереса со стороны социологов. Первым существенным шагом к пониманию менеджерского контроля была разработка подхода трудового процесса (см.: Трудового процесса подход), впоследствии несколько модифицированного. Системы контроля в самом общем виде подразделяются на (1) рыночный контроль над работниками; (2) персональный контроль над работниками со стороны начальника/менеджера; (3) технический контроль над процессом производства (или «трудовым процессом»); (4) бюрократический контроль, предполагающий наличие определенных организационных правил и процедур; (5) нормативный контроль посредством организационной культуры; (6) дискурсивный контроль над смыслом и личной идентичностью. Все эти способы контроля действуют всегда и везде, хотя с течением времени их удельный вес может изменяться. (1) Понятие рыночного контроля охватывает наем и увольнение работников, а также определенную систему оплаты труда. Поощрительные (incentive) системы оплаты, довольно широко распространенные среди американских и британских компаний, выравнивают, как предполагается, интересы служащих и старших менеджеров, поскольку создают финансовые стимулы для достижения поставленных целей. (2) Персональный контроль предполагает непосредственное наблюдение за работниками со стороны индивидов, наделенных властью отдавать распоряжения, поддерживать дисциплину и в некоторых случаях принимать решения о найме и увольнении работников. (3) Технический контроль связан с определенной организацией систем производства, структурирующей и предписывающей действия работников. Одной из форм такого контроля является научный менеджмент. (4) Бюpo-кратический контроль устанавливает формальные и кодифицированные процедуры, имеющие обязательную силу в равной степени и для работников, и для менеджеров. Такого рода контроль способствует созданию беспристрастной и более или менее справедливой системы власти менеджеров на рабочих местах и в ситуациях найма, увольнения и вознаграждения. Работники подчиняются и ведут себя требуемым образом, поскольку понимают правила и соглашаются с ними, чувствуют, что компания поступает с ними справедливо, и практически не ощущают эксплуатации, (5) Нормативный контроль имеет место тогда, когда старшие менеджеры пытаются вызвать у служащих позитивную идентификацию с нормами и целями организации. Подчинение служащих в данном случае представляет собой нечто большее, нежели всего лишь поведение в соответствии с желаниями менеджеров, оно интернализуется в качестве естественного и правильного образа действий. (6) Дискурсивный контроль предполагает структурирование смысла. Он тесно связан с нормативным контролем, и отличить один от другого на практике подчас может быть довольно трудно. Социологические концепции в данном случае находятся под влиянием анализа дискурса, сосредоточивающегося на том, каким образом язык структурирует смысл и определяет личную идентичность. Если нормативный контроль ведет к тому, что люди начинают принимать и поддерживать ценности организации, то дискурсивный контроль действует путем формирования идентичностей. Вместе с тем положение, согласно которому менеджеры способны создавать в рамках организации мощный доминирующий дискурс, определяющий идентичность людей, оспаривается многими исследователями. Практики японского менеджмента показывают, каким образом эти стратегии могут сосуществовать. Сегментация рынка труда (см.: Рынка труда сегментация) в Японии означает, что крупные фирмы на первичном рынке труда предлагают гораздо более выгодные условия соглашений по сравнению с фирмами, представляющими другие сегменты рынка труда: более высокую заработную плату, гарантированное повышение оплаты труда с каждым годом службы (система оплаты, основанная на старшинстве) и более выгодные условия найма (в частности, постоянную или пожизненную занятость). Эти преимущества являются позитивным фактором, обеспечивающим подчинение, и в то же время они действуют, затрагивая чувство страха, поскольку маловероятно, что уволенный работник будет принят на работу другой фирмой первичного сектора, скорее всего он попадет на вторичный рынок труда. Персональный контроль осуществляется инспекторами (supervisors), которые обладают в Японии значительными полномочиями, позволяющими распределять работу и наблюдать за служащими. Существует также технический контроль, связанный с предписываемыми задачами и организацией рабочего процесса. Однако крупные японские фирмы никогда не использовали стратегии деквалификации, основанные на положениях научного менеджмента. Они больше полагались на квалификацию рабочего и вместе с тем довольно плотную опеку со стороны инспекторов. Крупные японские компании бюрократизированы, при этом работники и их союзы ощущают, что существующие в них правила и процедуры являются справедливыми. Нормативный контроль активно осуществляется менеджерами, которые пытаются прививать работникам ценности компании. Этому служит, например, широкая пропаганда, подчеркивающая, что каждый работник является частью сообщества, обеспечение различного рода социальных условий и возможностей досуга, в результате чего служащие подвержены воздействию корпоративной культуры даже в нерабочее время, а также совместное исполнение песен компании в начале рабочего дня. Утверждается, что такого рода нормативный контроль может быть достаточно сильным и в дискурсивном плане, формируя идентичности работников. Наконец, компании могут полагаться на более широкие нормы и ценности японской культуры, элементы которой способствуют послу шанию и почтительности.

🌟 Рекомендуем тебе
Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot