Правонарушением считается противоправное действие, несущее опасность для общества, которое пагубно влияет на личность, окружающих или государство и за которое установлено наказание для граждан любого возраста.
Профилактика правонарушений в учебных заведениях считается одним из основных направлений в воспитании школьников.
Важнейшей её целью является создание условий для образования у детей и подростков норм нравственного поведения.
Воспитанием в ребенке индивидуальности со своими принципами, убеждениями, мировоззрением и моральными нормами главным образом занимается учитель.
Профилактика правонарушений в школе осуществляется систематически всеми сотрудниками образовательного учреждения: классным руководителем, психологом, завучем по воспитательной работе и другими педагогами.
Воспитание школьников — процесс сложный, многоэтапный, продолжительный по времени, поэтому учебные учреждения тесно сотрудничают со следующими службами:
Обратим внимание на причины, которые отрицательно влияют на развитие и воспитание школьников, именно они являются первой ступенью ведущей к совершению правонарушений несовершеннолетними.
Особое влияние на растущее поколение оказывает - социум.
Доступность табака и алкоголя, наркомания, пропаганда насилия и беспощадности в СМИ, а также на просторах всемирной паутины, безработица, недостатки правоохранительных органов. Наряду с социумом на подрастающее поколение огромное влияние оказывает семья, в которой осуществляется процесс воспитания. Социально - культурный уровень родителей, их доходы, стиль общения и отношения в семье, а также ее состав все это накладывает отпечаток на уровень культурности школьников.
В системе профилактической деятельности школы можно отметить следующие направления:
Своевременно замеченные отклонения в поведении и правильно организованная психолого-педагогическая помощь могут предотвратить деградацию личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.
В целях профилактики правонарушений среди несовершеннолетних используются различные методы работы:
Для выявления учащихся нуждающихся в индивидуальной работе используются следующие методы исследования:
Для определения социального статуса в группе, ребенка, имеющего подобные проблемы, может использоваться методика «Социометрия». Выявленные дети требуют повышенного внимания и должны заниматься с социальным педагогом, а также школьным психологом.
Профилактика правонарушений в школе проводится регулярно и систематично.
Для контроля над проделанной работой составляется план мероприятий и назначаются ответственные.
Огромная роль отводится работе с семьей. Для этого работники образовательной организации (социальные педагоги и классные руководители) изучают социально — психологический статус семьи. Проводятся диагностики и анкетирования среди учащихся и их родителей. Результаты интерпретируются, выявляется список неблагополучных или малообеспеченных детей. Благодаря сбору данных педагоги определяют темы для бесед с родителями.
Большой потенциал, для повышения социальной культуры школьников имеет: внеклассная (классные часы) и внеурочная (кружки, объединения, круглые столы) деятельность.