Связь социологии журналистики с другими отраслями
Социология журналистики является отраслевой социологией. Так как журналистика является коммуникативной системой, то социология коммуникации стала наиболее близкой для социологии журналистики отраслью, и чаще всего эти два направления рассматриваются как единое целое.
Социология журналистики, так же, как и социология коммуникации, изучает социальную коммуникацию. Рассматривается она в двух основных направлениях:
- Межличностная коммуникация;
- Массовая коммуникация.
К массовой коммуникации относятся средства связи, средства массовой информации, реклама, социальные сети и глобальная сеть Интернет. Относительно предмета социологии журналистики логичнее будет говорить именно о социологии массовой коммуникации. Иногда некоторыми исследователями в этом контексте употребляется термин «социология массмедиа».
Социология массовой коммуникации довольно близка к социологии журналистики, но не в полной мере совпадает с ней. С одной стороны, предмет социологии массовой коммуникации обширнее (включает в себя все виды массовой коммуникации, не только средства массовой информации, но и рекламу, паблик рилейшнз – связи с общественностью и прочее). С другой стороны, он узок, так как журналистика помимо коммуникативной функции выполняет и многие другие:
- Информирование;
- Просвещение;
- Развлечение;
- Интеграция.
Предмет социологии журналистики
Таким образом, социология журналистики – это отрасль социологии, которая изучает закономерности и особенности функционирования средств массовой информации в обществе во взаимодействии их с аудиторией, издающими, руководящими и финансирующими структурами, их строение, деятельность и условия деятельности на основе методов, которые были приняты социологической наукой.
Предмет социологии журналистики – функционирование в обществе средств массовой информации как социальной актуальной оперативной массинформационной системы. Главное условие этого функционирования – взаимодействие с социальными институтами и с различными аудиториями. Итак, в социологии журналистики исследования направлены на выявление закономерностей в формировании информации и ее дальнейшего продвижения в общество.
Предмет социологии журналистики можно рассмотреть в виде достаточно развернутой структуры. Сюда входят следующие элементы.
Во-первых, это субъект деятельности, которая производится в социологии журналистики. Тут принято рассматривать структуру средств массовой информации, их строение и подробную характеристику каждого аспекта.
Во-вторых, деятельность журналистов. Сюда входят потребности и интересы деятеля, его функции, цели и основные задачи, которые ставятся в процессе сбора, обработки и систематизации информации, направления и содержание деятельности. Немаловажным является выбор специфических средств, методов и форм для получения информации, а также нацеленность на результат и тот эффект, который информация окажет на общество и социальные системы.
В-третьих, обратим внимание на условия деятельности социологии журналистики. Они зависят от социально-политического, экономического, духовного и психологического состояния общества в определенный исторический промежуток времени.
Функции социологии журналистики
Мы уже указали ранее, что социология журналистики очень сильно пересекается с социологией коммуникаций. Также и функции социологии коммуникации становятся автоматически функциями социологии журналистики (развлекательная, информационная, просветительская).
Но социология журналистики имеет и свои специфические функции, к которым относятся следующие:
- Теоретико-познавательная – направлена на выявление и трансляцию знания о журналистике и ее основных аспектах;
- Описательная – анализ и описание основных социальных событий, которые рассматриваются через призму журналистики;
- Прогностическая – определение основных тенденций в обществе, которые можно определить при помощи разнообразных расследований в области журналистики. Благодаря средствам массовой информации и самый обычный рядовой житель может заметить изменения в обществе, его структуре. Важным является фактор того, как журналисты и СМИ преподносят эту информацию, и какое мнение под их воздействием складывается у человека;
- Мировоззренческая – в данном случае благодаря средствам массовой информацию можно составить образ или мнение о каком-либо деятеле, политике, организации или просто социальном явлении.
Виды исследований в социологии журналистики
Журналисты нередко берут на себя роль социологов, и им приходится также выполнять ряд исследований. Мы выделим и проанализируем следующие:
Маркетинговые исследования - их цель для журналиста – поиск и установление информационной ниши для изданий и программ. У каждой газеты или любого телевизионного шоу есть своя аудитория, поэтому необходимо грамотно понять, каковы потребности у людей, чтобы удовлетворить их путем публикации или выпуска определенной печатной литературы или телевизионной передачи. Также применение социологических методов помогает в выявлении наиболее платежеспособных рекламодателей.
Изучение информационных потребностей и предпочтений целевой аудитории - этот метод созвучен с методом маркетинговых исследований. Его специфика заключается в том, что определяется также так называемое «аудиторное поведение».
Аудиторное поведение – это предпочтения в телевизионных или радиоканалах, изданиях. Аудиторное поведение определяет интерес и отношение аудитории к органам и средствам информации.
Контент-анализ в социологии журналистики. Метод контент-анализа – это качественно-количественный анализ содержания конкретного источника информации (передача, газетное издание, журнал, радиопередача, Интернет-источник). [/Определение]
Благодаря социологическим исследованиям производится выработка потенциальной и реальной аудитории, а также типологических характеристик средств массовой информации.