М. Вебер – основатель социологии религии
М. Вебер – немецкий социолог, историк, социальный философ по праву считается основателем социологии религии. Некоторые проблемы социологии религии рассматриваются им в общесоциологических трудах.
Исследованиям ученого в области религии положил начало труд «Протестантская этика и дух капитализма». Впоследствии Вебер провел историко-социологический анализ мировых культур: конфуцианства и даосизма, индуизма и буддизма, иудаизма и др.
Рисунок 1. М.Вебер. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Интерес Вебера к религии в основном ограничивалось рассмотрением связи между различными формами экономической деятельности и религиозно-этическими принципами. Ученый проводил сравнение уровня рационализации функционирования экономики, допускаемой определенной религиозной этикой.
При этом уровень рационализации обратно пропорционален силе воздействия магического элемента, присутствующего в любой религии. Основным инструментом анализа религии выступает пара противоположностей рациональное-магическое.
Особенности исследований в социологии религии Вебера
В социологии религии Вебер стремится выявить компоненту, выступающую существенной характеристикой социального действия – субъективно подразумеваемый смысл. Самые существенные формы смыслов подвергаются типологизации, в зависимости от того, какое место они занимали в истории.
«Субъективно подразумеваемый смысл» и «ориентацию на другого» также невозможно отделить в социальном действии, как и государственно-правовые и религиозно-этические образования. В истории эти образования всегда тесно связаны друг с другом.
Однако входе анализа Вебер сознательно разводит эти понятия, чтобы в ходе исследования их связать и понять механизм этой связи. Он не только выясняет соотношение хозяйственных и религиозных институтов и форм, но и соотношение форм власти и религии; науки, искусства, философии и религии и т.д.
Социологию религии М. Вебера иногда рассматривают как социологию культуры.
Одна из центральных проблем религиозной этики – проблема спасения. Пути решения этой проблемы определяют образ жизни последователей той или иной религии.
Анализ религиозно-этических установок проводится в зависимости от того, какие предложены пути спасения. При этом возможно два варианта: спасение человека через посредника (христианство, иудаизм, ислам) или через собственное действие (буддизм). При этом методами спасения выступают: социальные действия (благотворительность, любовь к ближнему, забота о нем), самоусовершенствование, ритуальные культовые церемонии и действия, через институционализацию, через веру, милость предопределения; мистическое созерцание, активное этическое действие.
Индивидуалистическая методология Вебера
М. Вебер изучал и проводил историко-социологический анализ следующих мировых религий:
- христианство,
- иудаизм,
- ислам,
- буддизм,
- зороастризм.
Во всех этих религиях прослеживается ярко выраженная социальная дифференциация, т.е. наблюдаются высокое интеллектуальное развитие; формирование личности, обладающей ясным логическим самосознание.
Рисунок 2. Мировые религии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Для нового типа мировых религий с ориентацией на индивидуальное начало, где значительно возрастает значение этических и догматических моментов, необходим более свершенный методологический инструментарий.
Вебер применяет свою индивидуалистическую методологию, полно и адекватно отображающую характер интеллектуальных процессов, протекающих в мировых религиях. Данная методология позволяет анализировать мотивы, руководящие индивидами.
В результате эмпирического наблюдения и сравнения Вебер выясняет среди каких социальных групп и слоев и при каких социальных условиях в религии будет преобладать:
- ритуально-культовый момент;
- аскетически-деятельностный (мирская жизнь);
- мистико-созерцательный;
- интеллектуально-догматический.
В результате такого анализа Вебер устанавливал индивидуальный облик разных религий.
Согласно Веберу, каждая мировая религия обладает характерными признаки, чертами, элементами и верованиями: земледельческие народы и крестьянское сословие – магические элементы; народы-завоеватели и военное сословие – вера в рок, судьбу; городское сословие (ремесленники) – элементы, носящие рационалистический характер.
Классификация мировых религиозно-этических систем
В зависимости от того, какие социальные слои являются главными носителями религии, Вебер выделяет:
- конфуцианство – организующий мир бюрократ;
- буддизм – монах-созерцатель, странствующий по миру;
- индуизм – маг, упорядочивающий мир;
- христианство – бродячий ремесленник;
- ислам – воин, покоряющий мир.
«Религия париев» характерна для социальных групп, находящихся на низшей ступеньке социальной иерархии, или вне нее. В этой религии наиболее выражено стремление к потустороннему, эсхатологические мотивы», однако не исключен интеллектуализм. Наиболее активными носителями «религии париев» являлись обедневшие выходцы из привилегированных слоев, мелкие ремесленники.
Классификация религий по отношению к миру: принятие мира – конфуцианство; отрицание и неприятие мира – буддизм; принятие мира на условиях его исправления и улучшения – ислам, христианство, зороастризм.
В зависимости от того, в какой мере мир принимается, зависит отношение религиозной этики к насилию, сфере политики. Как правило, религия, отрицающая мир, аполитична. Если мир принимается, то религиозные воззрения согласуются со сферой политики.
Вебер активно применяет метод классификации и сравнения, требующие противопоставления и различения различных религиозных состояний. Это сравнение он проводит в основном по схеме: магическое-рациональное. Понятия рациональное (разум) и этическое (добро) не являются тождественными понятиями. Они совпадают только в том, что и этическая и рациональная установки требовали опосредования через сознание личности. Магически-традиционное сознание Вебер делит на «относительно-рациональную» традицию и «иррациональную харизму». Личность, харизматически одаренная становится силой, которая может разрушить устоявшиеся традиции.
Основные идеи Вебера концентрировались вокруг следующих начал: «чистый смысл», «добро», «этика братской любви»; формальная рациональность, «разум», освобожденный от ценностей и ставший исключительно функциональным; харизма, стихийно-экстатическое начало, основа магических религий, иррациональная сила.
Все перечисленные начала являются идеальными типами, не существующими в реальности в чистом виде. Однако они выступают как основные ценности, тяготеющие и противопоставляющие себя друг к другу.