Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социология рекламы

Предмет социологии рекламы

Определение 1

Социология рекламы (другие названия: социология рекламной деятельности, социология рекламного воздействия) рассматривает рекламу и рекламную деятельность как важный элемент социума, его подсистему, которая выполняет специфические функции, необходимые и социально востребованные.

В этой подсистеме социология рекламы выделяет в качестве предмета исследования:

  • с одной стороны, такие характеристики социальных взаимодействий, которые обусловлены особенностями рекламного воздействия;
  • с другой стороны – влияние социальных отношений на рекламную деятельность, процессы ее развития, непосредственно связанные с этим влиянием.

Например, в рамках социологии рекламы могут проводиться исследования взаимосвязи рекламного воздействия и:

  • моделей социального поведения индивидов и общественных групп;
  • оценки ими собственной социальной роли и статуса, собственного положения в общественной иерархии;
  • представлений о ценностях, нормах и социальных установках, связанных с рекламным воздействием, и пр.

Столь же важным аспектом социологии рекламы выступает обратное влияние – а именно влияние процессов общественного развития на функционирование и эволюцию рекламы, ее структуры, каналов коммуникации, методов эмоционального и психологического воздействия на людей.

Социологи выделяют два основных аспекта («дискурса») рекламной деятельности:

  1. информационный (информация о свойствах, и качествах предлагаемого товара, его цене и т.п.);
  2. собственно социальный, базирующийся прежде всего на убеждающем компоненте рекламной информации и имеющий задачу тем или иным путем убедить потребителя, что приобретение данного товара даст ему возможность поддержать или упрочить собственный социальный статус.
Замечание 1

Методологически социология рекламы опирается в первую очередь на структурный анализ общества (статический подход) и анализ процессов, происходящих в социуме (динамический подход).

«Социология рекламы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Историческое развитие социологии рекламы

Начало социологии рекламы как особой отрасли социологического знания положила, как считается, работа теоретиков Франкфуртской школы Теодора Адорно и Макса Хоркхаймера «Диалектика просвещения» (1947 г.), в которой авторы ввели в обиход термин «культурная индустрия», впоследствии ставший популярным среди западных социологов. Книга была написана на основе наблюдений и размышлений авторов, во-первых, по поводу рекламной политики Голливуда 1930-х годов и во-вторых – механизмов использования возможностей массовой пропаганды в нацистской Германии.

Основная идея книги Адорно и Хоркхаймера заключается в том, что реклама манипулирует потребителями при покупке товаров. Массовые развлечения рассматриваются ими по аналогии с массовым производствам любых других товаров. Адорно и Хоркхаймер рассматривали рекламу как стандартизованный механизм манипуляции людьми. По их мнению, продукты массовой культуры предлагают потребителям эмоциональную разрядку, которой они были лишены в течение рабочего времени. Использование специфических психоэмоциональных эффектов в музыкальном и видеоряде обеспечивает видимость удовлетворения, не удовлетворяя при этом реальные базовые потребности индивидов и масс, что позволяет им смиряться с неприемлемыми условиями труда.

Такое остро критическое восприятие социального воздействия рекламы было характерно и для многих других социологов, в первую очередь в рамках общей критики капиталистического общественного строя. Это было характерно как для промарксистсих направлений, так и для традиционалистских (В. Зомбарт). Однако современные исследователи в основном придерживаются более взвешенных подходов., рассматривая рекламную деятельность как неотъемлемый элемент потребительской сферы общества.

Дата последнего обновления статьи: 05.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot