Предмет социологии молодежи
Социология занимается изучением человека во всем многообразии его потребностей, интересов, мотивов, установок и ценностей. Люди взаимодействуют друг с другом, объединяясь при этом в социальные общности, группы. Деятельность людей носит организованные институциональные формы, а социология как наука изучает структурные элементы общества и их взаимодействия.
Общество развивается и обновляется постоянно, образуя новые социальные группы, включающие и молодежь, таким образом, в общей социологии происходит постепенное формирование новой отрасли – социология молодежи, которая в дальнейшем становится самостоятельной наукой.
Данная отрасль социологического знания исследует молодежь как социальную общность.
Социология молодежи выполняет ряд функций – исследовательскую, практическую, идеологическую, прогностическую, реализация которых сопровождается трудностями и противоречиями.
Молодое поколение как объект изучения социологии молодежи описывается на уровнях:
- индивидуально-психологическом, т.е. социальная характеристика конкретного индивида;
- социально-психологическом – описание более существенных качеств отдельных молодежных групп;
- социологическом – дается описание места и роли молодежи в системе материального и духовного производства и потребления, в социальной структуре общества.
Социология молодежи считает, что основными проблемами молодых являются:
- определенная специфика молодого поколения как социально-демографической группы;
- социализация молодых и социальная преемственность, наследование опыта предыдущего поколения;
- образование и профессиональное самоопределение молодежи, их жизненные планы;
- образ жизни молодежи, их ценности, социальные ожидания, запросы, интересы и потребности;
- социальная мобильность и формирование активной жизненной позиции;
- механизмы участия молодежи в социальной жизни;
- адаптация к меняющимся условиям;
- социальная активность и пассивность;
- проектирование реальности и социальное конструирование.
Исследование проблем социология молодежи прорабатывает на трех уровнях:
- общеметодологический уровень разрабатывает общие научные концепции, теории, методы, а молодежь анализируется как феномен;
- социально-теоретический уровень изучает особенности сознания и поведения молодежи и разрабатывает специализированные программы социологических исследований;
- эмпирический уровень оценивает жизнедеятельность молодежи в конкретных исторических условиях.
Проблемы молодежи – это отражение общественных проблем, поэтому предмет социология молодежи динамичен и имеет свойство меняться в зависимости от складывающейся социальной ситуации.
Специалисты считают, что в российской действительности проявляется тенденция отчуждения молодежи от общества, государства, политики. В молодежной среде наблюдается разочарование, агрессивность и озлобленность, а это уже представляет угрозу политической стабильности и общественного порядка.
Социология молодежи ставит перед собой определенную цель – выявить черты и особенности, характерные социальному облику молодежи, изучить жизненные ориентации молодежи и определить её значимость для будущего развития общества.
Как отрасль социологического знания социология молодежи связана с множеством других отраслей социологии. Среди них можно назвать такие - общая социология, социология личности, социология науки, социология труда, социология медицины, социология политики и др.
История становления социологии молодежи
Социология молодежи относится к самостоятельной области социологического знания. Для России социология молодежи является сравнительно молодой наукой, которая выделилась во времена хрущевской оттепели – в первой половине 60-х годов. Марксистская идеология утверждала, что пролетарская революция решила все социальные конкретные проблемы, поэтому изучение особенностей жизни молодого поколения не нужное дело.
В это время появился ряд работ российских авторов с критическим анализом в системе высшего образования, что послужило началом исследования социальных проблем молодежи.
Безусловно, в соответствующих министерствах эта критика вызвала негативный резонанс, поскольку обнажала реальную картину. Проведенные среди молодежи социологические опросы были преувеличенно оптимистичными, это совершенно понятно, молодые люди, воспитанные на идеологических догмах отвечали так «как учили».
Однако через какое-то время молодежные проблемы игнорировать было уже невозможно. Пик социальной активности молодежи приходился на 60-е годы. Молодежь осознала свое отличие и противопоставила себя поколению взрослых.
На западе, в это время стремительно развивалась молодежная субкультура, обретавшая огромную популярность, например, движение хиппи, главными ценностями которого были пацифизм и индивидуальная свобода.
Крупномасштабные молодежные волнения, причиной которых стала деятельность леворадикальных политических группировок, начались в 1968 г. Они оказывали свое влияние и на молодежь Советского Союза, несмотря на многочисленные барьеры.
Молодежь Советской страны выражала нежелание жить по образцу старшего поколения. Это нежелание выражалось в том, что росла популярность западной эстрадной музыки, возникали запретные и полузапретные музыкальные группы, в противовес советской эстраде расцветала бардовская песня.
В 1970-х годах предпринимаются настойчивые попытки за рубежом рассматривать социологию молодежи как область обществознания, но официально санкционированную, которая в настоящее время представляет собой важнейшее научное направление.
Общество современной России прекрасно осознает наличие глубоких проблем в области социального положения молодежи, осознает и то, что проблемы необходимо исследовать и решать. Государство прекрасно понимает, что «молодежный фактор» определяет направленность процессов, а также возможность социальной стабилизации и экономического роста. Социология молодежи рассматривает молодое поколение как особую социальную группу.
Социальное развитие молодежи
Развитие молодежи характеризует такое свойство, как необратимость и направленность, осуществляемое в единстве. Обществоведение на протяжении длительного времени к социальному развитию молодежи обращалось только через анализ закономерных в нем изменений.
Закономерности какого-либо явления, рассматривавшиеся с классовых позиций, часто вступали в конфликт с реальными фактами. Противоречия, которые охватывают социализацию молодежи, выражают объект-субъектные отношения.
Они появляются в ходе общественного возмужания и являются основой целого комплекса проблем. Особенности молодежного сознания определяются конкретными условиями жизни, структурные элементы которого сложно переплетаются и образуют в результате побудительно-мотивационные сущностные силы.
Данное единство обнаруживает внутри себя многообразие противоречивых детерминаций. Они, в свою очередь, определяют специфику отношения к окружающей действительности и мотивируют социальные поступки.
Определенного социального статуса молодежь может достичь в процессе социального развития. Социальный статус предполагает изменение качественных и количественных параметров молодежи.
Социальное развитие является объективным и предопределенным процессом, а конечная его цель – достижение индивидом социальной зрелости и интеграция в систему общественного воспроизводства.
Молодежь в ходе социального развития взаимодействует с обществом, а результативность зависит от типа этого взаимодействия. Типами взаимодействия молодежи и общества являются: авторитарный, демократический, смешанный, нейтральный.