Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социология моды

Мода в социологических теориях

Самые первые теории моды возникают в конце XVIII века. Их представители стремятся объяснить суть данного явления, а также основные причины, по которым оно формируется и закрепляется в общественной системе. Изначально мода наделялась исключительно эстетическим значением. Но благодаря попыткам философа И. Канта рассмотреть моду сквозь призму философского подхода появились новые отрасли анализа моды как феномена, которые окончательно сложились лишь к началу XIX века.

Замечание 1

Итак, с конца XVIII и в начале XIX веков сложились некоторые совершенно новые концепции, определившие дальнейшую интерпретацию понятия «мода» в научном знании. Среди этих концепций наиболее широко известными являются концепция подражания, концепция элитарности моды и ее гендерности. В их формирование особый вклад внесли вышеупомянутый И. Кант, а также Г. Тард и Г. Зиммель.

И. Кант в основе моды видел, прежде всего, подражание. Тем не менее, он сделал предположение, что мода – это более узкое понятие. Подражание является основой моды и обычая. Сущность моды, в свою очередь, заключается в ее полном противопоставлении обычаю. Разница между обычаем и модой в том, что обычай может быть фиксирован, а моде свойственная новизна и динамика в развитии. В этой связи И. Кант сопоставил моду с непостоянным образом жизни, который меняется в различные исторические периоды. Следование моде проявляется через естественную склонность человека сравнивать себя с кем-то другим, более авторитетным и властным. Исходя из этого, философ говорит о том, что мода распространяется по принципу «сверху-вниз», то есть от высшего сословия к низшему.

Гендерные признаки моды И. Кант объяснил тем, что женщинам больше присуща склонность ко всему прекрасному, а также они более тщетны, чем мужчины. Тщетность проявляется в желании заинтересовывать, нравиться противоположному полу, а также вызывать чувство зависти у других женщин. А склонность к прекрасному и высокому проявляется в любви к красивой одежде и украшениям, а именно они являются основными составляющими моды. Стоит сказать, что в увлечении модой мужчинами И. Кант видел извращение мужского начала.

«Социология моды» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Вслед за И. Кантом свою теорию моды изложил Г. Тард. Он уделил большое внимание рассмотрению концепции подражания. Ее он выделил как основной закон развития общества, так как с его помощью можно объяснить многие социальные законы общества. Подражание – это механизм, на котором строятся эти законы, и именно благодаря подражанию общество существует и развивается, потому что в подражании есть некоторая доля конкуренции, а также желание быть как все, но создавать более качественные товары и услуги. Применительно к моде концепция подражания может быть истолкована следующим образом:

  • Во-первых, пользоваться славой и известностью – означает всегда быть в моде. Популярный человек обладает достаточными средствами, чтобы не только приобретать новые модные аксессуары и вещи: он и сам может стать законодателем моды;
  • Во-вторых, подражание распространяется сверху вниз. Мода отражает стремление людей походить на представителей высших сословий, быть похожими на элиту;
  • В-третьих, подражание заразительно, как и мода;
  • В-четвертых, Г. Тард отрицает существование подражания в силу моды в традиционных обществах, таким образом оно возможно лишь в обществе индустриальном, массовом. Это напрямую связано с тем, что в более развитом типе общества присутствует массовое производство, которое делает моду доступной.

Человек может покупать вещи, как у известных людей, но при этом он прекрасно знает, что эта вещь – не оригинал. Но суть лишь в том, что лишь осознание наличия похожего предмета заставляет его причислять себя к более высокой категории граждан, повышает его самооценку.

Замечание 2

Г. Зиммель определил моду как инструмент социальных трансформаций, отражающий культурное и психологическое состояние общества, а также порождающий эти состояния.

В качестве предпосылки возникновения моды известный философ видит подражание. Отсюда и ее массовый характер. Согласно рассуждениям Г. Зиммеля, мода – это особый процесс, который выступает в качестве следующего шага к развитию, после традиций. Именно поэтому в древности, а также в Средние века мода не пользовалась особым авторитетом. Активнее всего мода стала развиваться наряду с такими процессами, как модернизация и урбанизация.

Социология моды М. Бурдье и. Р. Барта

Социология моды П. Бурдье обладает как достоинствами, так и недостатками, которые есть во всей социологии в целом. Его концепция направлена на изучение, в первую очередь, высокой моды. Основные понятия – это действующие в поле произведения искусства, агенты, «доминирующие» и «новички». Пытаясь объяснить взаимосвязь высокой моды и массовой, предпочтение автор отдает высокой, наделяя ее большей властью и влиянием над массовыми проявлениями. В этом состоит недостаток концепции П. Бурдье, так как он делает большой упор на «поле ограниченного производства», а не на «поле массового производства». Это нельзя назвать дискриминацией, и с данной позиции рассмотрение моды весьма ценно, но довольно однобоко, что отмечается и другими социологами (Р. Бартом и Г. Блумером), которые исследовали моду в одно и то же с Бурдье время, или после него.

Еще один автор, который изучает структуру моды и механизмы ее функционирования – французский философ и литературовед Ролан Барт (1915-1980 гг.). Одна из его фундаментальных работ – «Система моды. Статьи по семиотике культуры». Труд это очень обширный, и в этом его преимущество: Барт один из немногих, кто дал подробную характеристику буквально каждому элементу в структуре моды.

Мода в системе общества, так же, как и пища, бытовые принадлежности, любое происшествие – это эйфорическое (эмоциональное) проявление, или, как его еще назвал Р. Барт «эвфемическое». Благодаря этой эйфоричности и ее коду человек чувствует свое место в этом мире, принадлежность к нему как к части чего-то глобального.

Мода носит описательный характер. Она как бы «означивает» и переозначивает одежду, весь мир, приписывает любым объектам соотношения, играет со знаками. Это влияет на каждую сферу жизни человека: помимо новых интересов, его словарный запас пополняется словами, которые характерны какому-либо модному течению (сленг), в его жестах и мимике проявляется влияние моды, и индивид это сознательно воспринимает.

В качестве предмета исследования Р. Барт выбирает женскую одежду и то, как она представляется в модных журналах. Так как автор рассматривает одежду, то на ее примере раскрывает три ее разные структуры: технологическую, иконическую и вербальную.

Дата последнего обновления статьи: 09.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot