Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История социологии культуры

Основные этапы развития социологии культуры

Выделяют два основных этапа развития социологии культуры:

  1. Эмпирический этап. Характеризуется сбором информации о разных народах, их обычаях и нравах, образе жизни, ее описанием и систематизацией.
  2. Эволюционный этап. Формируется и развивается концепция единства человеческого рода, идея единообразия и однолинейности развития культуры от простого к сложному.

Эмпирический этап развития социологии культуры

Единство человечества и единство природы человека взаимосвязаны между собой. Природное в человеке противопоставлено культуре как приспособление человека к различным условиям жизни.

В эмпирическом этапе можно выделить несколько периодов формирования социологии культуры.

Культура для рабов в рабовладельческом обществе должна развиваться только для удовлетворения самых необходимых потребностей (Платон).

Основоположник утопического социализма Т. Мор показывает гуманизацию культуры, указывает на гуманные между всеми людьми отношения.

Социалист-утопист Верас считал, что цель культуры должна быть направлена на формирование у индивида способности к производительному труду, а не на развитие личности. Верас говорил, что в совершенном обществе дети с семилетнего возраста являются государственными детьми, должны воспитываться с помощью искусств и наук до 14 лет, и только после этого могут приобщаться к физическому сельскохозяйственному труду.

И. Форстер и И.Г. Гердер предложили программу разработки культуры, в соответствии с которой можно наиболее полно и точно описать различные народы и их культуру. Цель анализа различных культур – выяснить механизм приспособления культуры человека к окружающей среде, познание своей культуры через познание чужих культур.

Познание себя через познание других указывало на признание себя равным другим.

Эволюционный этап развития социологии культуры

Замечание 1

С открытием Коперника гелиоцентристская система сменила геоцентристскую систему Птолемея. Человек более – не центр мироздания, а Земля – просто часть Вселенной.

«История социологии культуры» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Фрейд показал, что человек не только разумное существо, а ему свойственны бессознательные инстинкты, характерные животным. Открытия антропологической науки показали, что никакая культура не является центральной, наивысшей ступенью социального развития.

В эпоху Просвещения существовало два основных направления относительно вопроса соотношения культуры и природы: природа – это исходное, далекое от совершенства состояние, а культура – средство достижения совершенства; природа – идеал гармонии, культура – искусственная структура, извращенная и порочная (спор Руссо и Вольтера).

Руссо указывал, что совершенство дано человеку от природы, а культура его только портит. Вмешательство культуры жизнь человека оказывает на него угнетающее и сковывающее воздействие, ослабляет и искажает отношения между людьми, вносит в них ложь.

Вольтер считал, что история человека берет свое начало с дикого состояния, и только культура способна «очеловечить» человека.

Замечание 2

Оба взгляда повлияли на формирование социологической модели общества. Руссо видит общество равных с минимальными потребностями его членов. Для Вольтера в обществе существует культ материального и духовного богатства, положение членов общества зависит от их индивидуальных талантов и способностей.

В конце 19 – начале 20 века в социологии выделились основные направления рассмотрения культуры:

  1. Объективистское направление. Общество представляет собой средоточие нравственной жизни, существующей там, где присутствуют общепризнанная система норм и ценностей, обязательная для всех граждан. Ценности и нормы влияют на поведение через механизмы их опосредования, через ценностные ориентации (Е. Дюркгейм). Крайняя форма объективизма – марксистко-ленинская социология.
  2. Культурно-аналитическое направление. Человек рассматривается как культурное существо, он сознательно организует среду деятельности и свое поведение. Человек – это культурное существо, а общество – культурный продукт (М. Вебер).

В 20 веке под культурой стали понимать ценности, нравы, воззрения, характерные для данного общества, всю область социального самопонимания человека. Наблюдается повышенный интерес к совершенствованию внутренней природы человека, внешних условий его существования.

Замечание 3

В современном обществе социологи отождествляют понятие культуры с совокупностью норм, ценностей, идеалов, осуществляющих функции социальной ориентации в обществе. Это определенный способ развития и организации жизнедеятельности человека, представленный в продуктах духовного и материального труда, в совокупности духовных ценностей, социальных институтов и норм.

Культура рассматривается как система отношений между природой и человеком, обществом и человеком, между людьми.

С 1950 гг. согласно идеям Ч.П. Сноу, происходит модернизация образования в направлении его гуманизации, способности индивида самостоятельно приобретать знания. Главная идея – многосторонний анализ разрыва между гуманитарными и техническими знаниями.

П. Сорокин рассматривал историческую действительность как интеграцию иерархии культурных систем, выделяя основные типы культуры:

  • чувственный тип (национальная психология), является кризисным из-за приверженности к материализму;
  • идециональный, или рационалистический тип;
  • идеалистический тип (интуитивное сознание) – высший тип.

Невозможно создать качественно новую культуры по отношению к предыдущей. Новая культура будет включать многочисленные национальные культуры, основываться на предыдущих культурах.

Исследование роли и места культуры в социальной жизни, закономерностей ее развития имеет важное практическое значение.

Нельзя эффективно проводить политические, экономические реформы и программы без учета культурного уровня развития населения. Поэтому необходимой предпосылкой социально-экономического прогресса общества является повышение культуры населения.

Согласно теории марксизма, культура относится к сфере надстройки, которая определяется экономической основой общества.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot