Основные этапы развития социологии культуры
Выделяют два основных этапа развития социологии культуры:
- Эмпирический этап. Характеризуется сбором информации о разных народах, их обычаях и нравах, образе жизни, ее описанием и систематизацией.
- Эволюционный этап. Формируется и развивается концепция единства человеческого рода, идея единообразия и однолинейности развития культуры от простого к сложному.
Эмпирический этап развития социологии культуры
Единство человечества и единство природы человека взаимосвязаны между собой. Природное в человеке противопоставлено культуре как приспособление человека к различным условиям жизни.
В эмпирическом этапе можно выделить несколько периодов формирования социологии культуры.
Культура для рабов в рабовладельческом обществе должна развиваться только для удовлетворения самых необходимых потребностей (Платон).
Основоположник утопического социализма Т. Мор показывает гуманизацию культуры, указывает на гуманные между всеми людьми отношения.
Социалист-утопист Верас считал, что цель культуры должна быть направлена на формирование у индивида способности к производительному труду, а не на развитие личности. Верас говорил, что в совершенном обществе дети с семилетнего возраста являются государственными детьми, должны воспитываться с помощью искусств и наук до 14 лет, и только после этого могут приобщаться к физическому сельскохозяйственному труду.
И. Форстер и И.Г. Гердер предложили программу разработки культуры, в соответствии с которой можно наиболее полно и точно описать различные народы и их культуру. Цель анализа различных культур – выяснить механизм приспособления культуры человека к окружающей среде, познание своей культуры через познание чужих культур.
Познание себя через познание других указывало на признание себя равным другим.
Эволюционный этап развития социологии культуры
С открытием Коперника гелиоцентристская система сменила геоцентристскую систему Птолемея. Человек более – не центр мироздания, а Земля – просто часть Вселенной.
Фрейд показал, что человек не только разумное существо, а ему свойственны бессознательные инстинкты, характерные животным. Открытия антропологической науки показали, что никакая культура не является центральной, наивысшей ступенью социального развития.
В эпоху Просвещения существовало два основных направления относительно вопроса соотношения культуры и природы: природа – это исходное, далекое от совершенства состояние, а культура – средство достижения совершенства; природа – идеал гармонии, культура – искусственная структура, извращенная и порочная (спор Руссо и Вольтера).
Руссо указывал, что совершенство дано человеку от природы, а культура его только портит. Вмешательство культуры жизнь человека оказывает на него угнетающее и сковывающее воздействие, ослабляет и искажает отношения между людьми, вносит в них ложь.
Вольтер считал, что история человека берет свое начало с дикого состояния, и только культура способна «очеловечить» человека.
Оба взгляда повлияли на формирование социологической модели общества. Руссо видит общество равных с минимальными потребностями его членов. Для Вольтера в обществе существует культ материального и духовного богатства, положение членов общества зависит от их индивидуальных талантов и способностей.
В конце 19 – начале 20 века в социологии выделились основные направления рассмотрения культуры:
- Объективистское направление. Общество представляет собой средоточие нравственной жизни, существующей там, где присутствуют общепризнанная система норм и ценностей, обязательная для всех граждан. Ценности и нормы влияют на поведение через механизмы их опосредования, через ценностные ориентации (Е. Дюркгейм). Крайняя форма объективизма – марксистко-ленинская социология.
- Культурно-аналитическое направление. Человек рассматривается как культурное существо, он сознательно организует среду деятельности и свое поведение. Человек – это культурное существо, а общество – культурный продукт (М. Вебер).
В 20 веке под культурой стали понимать ценности, нравы, воззрения, характерные для данного общества, всю область социального самопонимания человека. Наблюдается повышенный интерес к совершенствованию внутренней природы человека, внешних условий его существования.
В современном обществе социологи отождествляют понятие культуры с совокупностью норм, ценностей, идеалов, осуществляющих функции социальной ориентации в обществе. Это определенный способ развития и организации жизнедеятельности человека, представленный в продуктах духовного и материального труда, в совокупности духовных ценностей, социальных институтов и норм.
Культура рассматривается как система отношений между природой и человеком, обществом и человеком, между людьми.
С 1950 гг. согласно идеям Ч.П. Сноу, происходит модернизация образования в направлении его гуманизации, способности индивида самостоятельно приобретать знания. Главная идея – многосторонний анализ разрыва между гуманитарными и техническими знаниями.
П. Сорокин рассматривал историческую действительность как интеграцию иерархии культурных систем, выделяя основные типы культуры:
- чувственный тип (национальная психология), является кризисным из-за приверженности к материализму;
- идециональный, или рационалистический тип;
- идеалистический тип (интуитивное сознание) – высший тип.
Невозможно создать качественно новую культуры по отношению к предыдущей. Новая культура будет включать многочисленные национальные культуры, основываться на предыдущих культурах.
Исследование роли и места культуры в социальной жизни, закономерностей ее развития имеет важное практическое значение.
Нельзя эффективно проводить политические, экономические реформы и программы без учета культурного уровня развития населения. Поэтому необходимой предпосылкой социально-экономического прогресса общества является повышение культуры населения.
Согласно теории марксизма, культура относится к сфере надстройки, которая определяется экономической основой общества.