Социология коммуникаций называется отрасль социологии, объектом исследования которой являются роль и место коммуникации в социальной структуре общества.
Помимо этого, у социологии коммуникаций есть определенный круг задач. К примеру, своим влиянием, оказываемым на сознание и поведение индивидов, эта научная отрасль призвана улучшать механизм социальных взаимоотношений. Основной задачей социологии коммуникаций является изучение процессов передачи информации.
Сущность и понятие социологии коммуникаций
Особенность передачи информации в отрасли социологии коммуникаций заключается в том, что процесс предполагает передачу между социальными группами, а не посредством межличностного общения. В связи с чем, термин «социология коммуникаций» нередко заменяется термином «социология массовых коммуникаций».
Существует три основных фактора, оказывающих влияние на развитие этой отрасли социологии:
- Социальные изменения оказывают влияние на выбранную тему исследования;
- Технологии отвечают за появление новых средств массовой коммуникации;
- Новые методы исследований помогают стимулировать возникновение новых исследований.
В качестве отрасли социологической науки, социология коммуникации исследует систему коммуникации в качестве подсистемы общества. При помощи системного подхода, анализа структуры и функций отрасли, можно определить место, которое социология коммуникаций занимает в структуре общества, определить ее роль как в целом, так и для ее структурных подсистем.
Социология как наука определяет сущность и понятие отрасли – социологии коммуникаций, ее особенности, функционирование и содержание.
Предмет и объект социологии коммуникаций
Объектом исследования данной отрасли социологии является массовая коммуникация в качестве социального процесса. Предметом социологии коммуникации называют совокупность основных понятий и проблем, которые способствуют нахождению схожих закономерностей в отправлении социальной жизнедеятельности.
Исследование этих закономерностей помогает определить структуру социологии коммуникации в качестве научной отрасли. Оно должно содержать все уровни исследовательского процесса, от теоретического анализа до эмпирических исследований. Результаты такого исследования затрагивают как массовую аудиторию, так и субъекты данной деятельности.
Необходимо также совершенствование социальной структуры коммуникаций, и способов осуществления их жизнедеятельности. К задачам социологии коммуникаций относится взаимопроникновение социального и коммуникативного в межличностных, внутригрупповых и массовых коммуникациях; изучение уровней коммуникации; анализ видов коммуникативных систем и их единиц, а также проведение анализа социально значимых категорий и частных функций социальной коммуникации.
Существует два параллельных направления развития социологии коммуникаций: это социометрия, в рамках которой проводятся исследования общественного мнения, а социальные группы выступают в качестве объектов, на которые оказывают влияние СМИ; и общетеоретическое направление изучения массовых коммуникаций.
Социология коммуникаций, в качестве процесса социальной коммуникации, выделяется в специальную отрасль социологии. Эта отрасль направлена на изучение между представителями разных социальных групп функциональных особенностей общения в ходе их взаимодействия. Данный процесс передает и получает информацию, оказывающую влияние на поведенческие установки и ценностные ориентации.