Общее содержание натурализма (Г. Спенсер)
Общество подобно живому организму, а процессы, происходящие в нем, аналогичными природным процессам.
Герберт Спенсер, и именно он одним из первых высказал идеи социал-дарвинистского толка, наиболее существенной из которых, на наш взгляд, является его формулировка основного закона природы:
«существо, недостаточно энергичное для продолжения своего существования, должно умереть».
Этот закон, согласно социал-дарвинистам, распространяется не только на мир животных, но и на мир людей, мир социальный. В ходе конкурентной борьбы индивиды, сильные и энергичные, вытесняют, индивидов слабых и безынициативных на более низкие уровни социальной иерархии, не позволяют им подняться вверх по социальной лестнице.
Так, в конкурентной борьбе за престижное рабочее место его получает лишь один, самый сильный, кто лучше всех себя показал, или у кого самые лучшие и нужные социальные связи. Борьба предпринимателей в одном рыночном секторе, по мнению представителей социального дарвинизма, не должна регулироваться государством: лишь благодаря тому, что в ходе конкуренции выживают лучшие и наиболее качественные и востребованные товары и услуги, и развивается экономическая сфера.
Несмотря на социал-дарвинистский и натуралистический стиль социально-философского мышления, Г. Спенсер по праву считается одним из выдающихся философов-позитивистов, внесших значимую лепту в развитие такой общественной науки, как социология. Вслед за О. Контом Г. Спенсер обосновал теорию социальной эволюции, которая, по его мнению, идет посредством интеграции социальной системы, сопровождающейся дифференциацией и увеличением специализации между ее элементами.
Развитие общества как эволюция социальных институтов
Термин «социальный институт» был также введен в социологический оборот Г.Спенсером, хотя однозначной его трактовки он не дал. Г. Спенсер вслед за О. Контом обосновал теорию социальной эволюции, которая, по его мнению, идет посредством интеграции социальной системы, сопровождающейся дифференциацией и увеличением специализации между ее элементами, важнейшими из которых являются социальные институты.
Социальный институт, в понимании Г.Спенсера, - это орган социального организма, благодаря которому и становится возможным его нормальное функционирование и развитие. Социальные институты – это устойчивые формы социальных интеракций, благодаря которым происходит социализация человека и его адаптация к жизни в обществе . Заслуга английского социолога состоит в том, что первым выделил несколько категорий социальных институтов в соответствии с выполняемыми ими функциями:
- семейные,
- обрядовые,
- политические,
- церковные (религиозные),
- профессиональные,
- промышленные.
Так, семейные институты выполняют функцию воспроизводства, благодаря чему общество не вымирает. Обрядовые институты выполняют функцию социального контроля, политические институты способствуют регуляции и координации общественной жизни, церковные институты также способствуют упорядочению социальной жизни. Промышленные институты, выполняя функцию распределения общественных благ, поддерживают производственную структуру общества. Профессиональные институты консолидируют индивидов по их принадлежности к различным социально-профессиональным группам.
В рамках органической теории Г.Спенсера, социальные институты не являются результатом чьей-либо сознательной деятельности в рамках одного поколения, любой общественный институт – это результат социальной эволюции, итог адаптивного развития общественного организма, направленного на оптимальное приспособление к условиям общественной среды.