Социологическим опросом принято называть метод, посредством которого получается первичная информация от респондента. Связь между исследователем и респондентом может быть как непосредственная, так и опосредованная. Социологические данные от респондента получаются в форме ответов на составленные вопросы.
Все разнообразие видов социологического опроса сводится к двум методам – интервью и анкетированию, проводимыми тем или иным способом. На рисунке 1 схематически отображены виды социальных опросов, распределенные по методам проведения:
Виды опросов, проводимых посредством анкетирования
Набор вопросов, подготовленный в виде структуры, отражающей все задачи исследования, называется анкетой. Рассмотрим подробнее виды социологического опроса в форме анкетирования:
- Очное (индивидуальное либо групповое) – проводится в присутствии респондентов;
- Заочное (выполняется в виде онлайн-опроса, при помощи прессы, либо посредством почтовой рассылки).
Помимо этого анкетирование отличается полнотой охвата, когда опрашиваются все представители выборки, либо выборочные, и числом анкетируемых респондентов. Эффективность анкетирования определена рядом определенных преимуществ. Процесс опроса с помощью анкеты проводится достаточно быстро, что увеличивает шансы согласия на участие в нем респондентов. К тому же, в анкетировании удобно пользоваться стандартными вопросами, прошедшими проверку анализом в получении целостного представления об объекте социологического опроса, без потери качества полученной информации.
К недостаткам опроса анкетированием относится невозможность получения объемной и детальной информации. Также есть риск получения недостоверной информации, в связи с недопониманием смысла вопросов респондентами.
Опросы, проводимые посредством интервью
Специфический вид опроса, при котором исследователь заполняет вопросник на основании ответов респондента, непосредственно с ним контактируя, называется интервью. Интервью разделяется на следующие виды социальных опросов:
- Индивидуальное - лично с респондентом, либо по телефону;
- Групповое – посредством опроса фокус-групп.
Помимо количества участников, интервью может проводиться с различной степенью стандартизации, от строго определенной формулировки вопросов, до проведения интервью в свободной форме.
Основным преимуществом применения интервью является возможность задавать открытые вопросы, благодаря которым выстраивается диалог между исследователем и респондентом. К тому же, при личном опросе интервьюер может визуально оценить настрой респондента, и опросить его более эффективно, задавая более конкретные вопросы, и исключая неопределенность в ответах.
К недостаткам видов опроса данного метода можно отнести потребность в физическом присутствии интервьюера и респондентов. Чем выше квалификация и должность интервьюера, тем дороже обходится заказчику социального опроса стоимость его услуг, и тем меньше времени он может уделить каждому респонденту. Также и респонденты могут обладать ограниченным количеством времени, что делает проведение полноценного интервью затруднительным.
Выбор вида социологического опроса
Так как различные виды социологического опроса обладают определенными достоинствами и недостатками, при проведении опроса необходимо четко понимать конечную его цель, чтобы определиться с формой проведения. Виды опроса, проводимого методом анкетирования, будут эффективны там, где возможность информативных ошибок минимальна. А интервью более целесообразно для социологических исследований, при которых использование закрытых вопросов недостаточно.