Социология массовой коммуникации представляет собой отдельную область социологических исследований, в центре внимания которых закономерности процессов массовой коммуникации, функционирование институтов, которые производят и распространяют массовую информацию, и последствия их деятельности.
Теоретические проблемы социологических исследований массовой коммуникации
Главными теоретическими проблемами социологических исследований массовой коммуникации выступают следующие:
- осмысление взаимоотношений и взаимодействий между СМИ и обществом посредством изучения закономерностей реализации процессов массовой коммуникации, властных институтов;
- функционирование и влияние СМИ как социальных институтов;
- роль социальных институтов в экономической, политической жизни общества, формировании общественного мнения, воспроизводстве в культуре.
Становление социологии массовых коммуникаций как самостоятельной области научного познания было обусловлено интенсификацией темпов развития информационно-коммуникативных технологий, которые оказали заметное влияние, существенно изменили социально-культурные процессы современных обществ. По своей сути, указанная область познания выступает междисциплинарной, однако, в наибольшей степени она подвержена влиянию социологии.
Задачи социальных исследований массовой коммуникации
Специфика и суть социологического подхода к изучению массовой коммуникации определяет следующие задачи данной области научного познания:
- выявление особенностей функционирования институтов СМИ в широком социальном контексте;
- выявление взаимосвязей между институтами СМИ и другими социальными институтами;
- определение функций и дисфункций в процессе реализации массовой коммуникации;
- изучение специфики взаимодействия массовых коммуникаций с культурой;
- анализ вопросов манипулирования массовым сознанием посредством СМИ;
- исследование особенностей распространения определённых идеологических установок и ценностей посредством СМИ.
Особенности социологических исследований массовой коммуникации
В качестве особенностей социологического подхода к изучению массовой коммуникации следует назвать широкое использование эмпирических исследований. Социологические методы изучения массовой коммуникации формировались и развивались одновременно с развитием теоретических представлений в нескольких направлениях.
В рамках первого направления детальному изучению подвергались процессы воздействия массовой коммуникации. Становление данного направления было обусловлено появлением радиовещания в 20-х годах прошлого столетия, рождением тоталитарных государств, которые нуждались в системе массовой пропаганды. Соответственно, главной задачей данного периода выступало изучение факторов и условий повышения эффективности пропагандистского воздействия.
Эффективность массовой коммуникации рассматривалась как трансформации знаний, установок личности в результате пропагандистского воздействия.
В рамках данного направления разрабатывались такие методы социологического исследования, как:
- контент-анализ,
- выборочный опрос,
- эксперименты, п
- анельное исследование аудитории.
Впоследствии в рамках данного подхода осуществлялись исследования механизмов формирования общественного мнения, изменения потребительского поведения в результате маркетинговых коммуникаций и пр.
Второе направление социологических исследований направлено на изучение аудитории в контексте процессов повседневной реализации массовых коммуникаций. В фокусе внимания данного направления – индивидуальные мотивации к реализации массовой коммуникации, жанровые и тематические интересы аудитории, изучение паттернов медиапотребления и пр.
Таким образом, современные социологические исследования массовой коммуникации направлены на изучение различных аспектов влияния массовых коммуникаций на аудиторию, целей создания дискурсов массовой коммуникации и особенностей их восприятия аудиторией.