Социологический опрос
Социологический опрос – это метод получения социологом первичной информации.
Данный метод наиболее распространённый, его суть заключается в общении респондента и интервьюера. Опросы классифицируются на несколько групп:
- по методике проведения;
- по методу взаимодействия;
- по степени формализации; по месту проведения.
Основными стадиями проведения вопроса являются:
- выбор предмета исследования и изучения литературы;
- разработка программы исследования со всеми составляющими;
- сбор данных и анализ результатов;
- выводы.
Кроме вышеперечисленных стадий проведения опросов, немаловажной счастью таких исследований является правильно составленный опросник. Вопросы должны быть логическими; категорически запрещается интервьюеру использовать термины и слова, которые не известные для респондента. Вопросы должны быть по теме исследования и конкретным. Интервьюер не должен давить на респондента и вынуждать отвечать на вопросы, которые неприемлемы для него.
Подготовка и обработка результатов социологического опроса
Подготовка результатов и их обработка являются завершающим этапом проведения любого социологического исследования.
Для того чтобы все данные были правильно представлены, обработка результатов социологического опроса происходит в два этапа:
- планирование и доработка программы обработки;
- анализ данных.
Разумно осуществлять обработку полученных данных во время полевого этапа сбора первичной информации. Качество полученных данных напрямую зависит от правильной процедуры опроса. Обработка результатов опроса включает в себя выбор программы, с которой будет работать социолог и определение методов анализа.
После того, как был выбран метод анализа, и весь массив данных был введен в компьютер, осуществляется анализ результатов социологического опроса. Обработка результатов социологического опроса может осуществляться методом ранжирования, шкалирования, корреляции (соотношения нескольких данных) и др.
- Ранжирование – это установление относительной предпочтительности исследуемых объектов, основой является упорядочивание. Рангом является показатель, который характеризует порядковое место объекта, который оценивается.
- Шкалирование – это моделирования реальных процессов при помощи шкал.
Все шкалы можно поделить на 2 большие категории:
-
Номинальные:
- частично упорядоченные шкалы – эта шкалы, которые служат для установления отношений равенства между явлениями в каждом классе и отношением последовательности. Она используется как промежуточный этап во время разработки полностью упорядоченной шкалы.
- простые номинальные шкалы устанавливают отношения равенства между явлениями, которые включены в один класс. Примером таких шкал являются ответы на вопросы о национальности, профессии, населенного пункта и пр.
- порядковые дают отношения равенства между явлениями в каждом классе и отношением последовательности в понятиях между всеми классами.
-
Метрические:
- интервальные – это метрические шкалы, которые устанавливают отношение между пунктами не просто в понятиях больше меньше, а и позволяют фиксировать величину интервала. Примером являются данные на счёт возраста, доходов. Главная сложность построения данной шкалы – это обоснование равенства или отличия дистанций между объектами.
- абсолютные шкалы н(апоминают шкалы равных интегралов).
Когда социолог завершил анализ, полученные данные могут быть оформлены следующим образом:
- как отчёт;
- научная публикация;
- публикация в средствах массовой информации.
Отчёт – это основной итоговый документ, который зачастую предназначен для заказчика. Научная публикация может быть опубликована в профильном издании и адресована специалистам, которые занимаются или будут заниматься этими же проблемами. Публикация в средствах массовой информации предназначена для широких масс населения, которых волную те, или иные проблемы общественной жизни.