Измерение: сущность понятия
Измерение - это конкретный способ исследования каких-либо общественных явлений, который связан с применением определенных количественных методов.
Измерением считается такая процедура, при помощи которой исследуемый объект может сравниваться с каким-либо стандартом и получает числовое выражение в каком-то определенном масштабе.
Во время измерения эмпирическая модель переходит в числовой вариант модели. А это значит, что формируется некий математический аналог объекта, в котором связь между всеми его элементами, характеристиками задается с помощью определенных отношений между числами. Но проблема измерения в социологической дисциплине является только в некоторой степени математической. Чтобы приписать номера свойствам объекта, необходимо понимать сущность исследуемых объектов, а также их содержание и имеющуюся структуру.
Поэтому методы (приемы) измерения можно разделить на два типа. Первые - методы измерения количественных признаков. Они имеют пространственные, временные и другие «естественные» стандарты измерения. Вторые - методики, которые не имеют общепринятых шкал измерения. Они зависят от способности исследователя изобрести надежную процедуру измерения. Специфика социального измерения заключается в том, что оно производится без использования заранее определенных стандартов.
Для этого есть ряд причин:
- социальный объект очень сложен, поэтому процедуры измерения чрезвычайно разнообразны; - социальный объект является динамичным, чтобы отслеживать изменения в динамике, появление новых свойств и качеств, необходимо постоянно искать новые инструменты, которые могут их исправить;
- исследование является творческим процессом, оно зависит от его цели и задач, от теоретической концепции, лежащей в его основе, любое изменение на теоретическом уровне немедленно меняет весь измерительный аппарат (например, изменение классификации потребностей молодежи в образовании немедленно приведет к выбор и / или построение других шкал измерения и методов анализа результатов).
Из-за этого проблемой измерения является формирование объекта измерения.
Обязательно нужно измерить то, что социологи намерены исследовать, а не то, что случайно попало в область измерения из-за несовершенных методов исследования. Это то, что заставляет нас говорить о необходимости проверки (обоснования) измерения. После того, как будет установлена полная достоверность процедур измерения начнет осуществляться и само исследование.
Организация процедуры исследования
В ходе социологического исследования все стандарты измерения могут довольно сильно различаться, исходя из степени их сложности: от простых вопросов анкеты до сложных методов тестирования. Применение вопросов анкеты различной степени сложности характерно в основном для социологических исследований, а методика испытаний - для психологических.
Отдельно можно выделить традицию проектирования конкретных измерительных шкал, таких как, например, шкала Терстоуна или шкала Гутмана. Однако эта последняя традиция менее популярна и, следовательно, менее распространена в социальных исследованиях.
Но, несмотря на существование разных подходов к измерению можно выделить общие требования к средствам измерений. В советских традициях - это справедливость, стабильность, точность и правильность, а в западных - надежность и достоверность.
Как построить процедуру измерения и обеспечить ее надежность? Мы начнем с построения стандарта измерения.
Эта методическая процедура проводится в четыре этапа:
- классификация объекта;
- определение изучаемых свойств;
- формирование эмпирических показателей;
- анализ полноты индикатора.
Качественная классификация объектов. Допустим, мы хотим классифицировать потребности определенной социальной группы. Для этого выберите критерий классификации и выполните эту процедуру на теоретическом уровне.
На втором этапе мы определяем, можно ли представить изучаемые свойства в виде последовательных состояний, которые можно измерить. Например, любые духовные потребности (потребность в образовании, тот или иной вид духовной деятельности, творчество) могут различаться по степени выраженности, значимости и значимости, уровню образования.
Это значит, что они могут быть незначительными и значительными, сильными, слабыми и сильными, стабильными и нестабильными, доминирующими, подавляемыми и т. д.
Третьим этапом является установление эмпирических показателей, которые можно измерить. Чтобы выявить уровень значимости духовных потребностей (значимых - незначительных - незначительных) для объекта, вы можете попросить испытуемого определить среди прочих порядковый номер конкретной потребности (например, потребность в чтении занимает 5-е место, потребность в театре - 15-е и т. д.); использовать процедуру оценки по баллам: оценить отношение к конкретному виду деятельности (связанному с реализацией потребностей) в баллах (10, 5 баллов и т. д.); применить методически более сложные методы измерения: например, субъекты предлагают три ситуации, которые отличаются степенью свободы выбора.
В первой ситуации среди множества предпочтительных действий, связанных с реализацией духовных потребностей, респондент выбирает любую.
Допустим, например, что их девять: чтение, прослушивание музыки, любительские занятия, изучение языков и т. Д. Во второй ситуации предпочтительнее будет шесть, а в третьей - только три. В результате мы получаем значительные - незначительные - незначительные духовные потребности в объекте.
Наиболее надежные индикаторы появляются тогда, когда измеряется одно и то же свойство разными методами, то есть находится индекс.
На четвертом этапе выясняется полнота индикатора. А это значит, ответ на вопрос, все ли изученные свойства объекта вписываются в ранжированный ряд, занимают ли они определенное место в континууме отношений по принятым показателям. После завершения процедур для построения эталона, он должен быть проверен на качество.