С появлением отношений рыночного типа в сфере производства и перераспределения информации критериями их эффективности стали такие показатели как величина тиража, охват аудитории и прочие условия размещения рекламы, так как она гарантирует благополучие изданию. Отсюда проходит жесточайшая конкуренция. Употребление информации является многофакторным и многоуровневым процессом. Отталкиваясь от этого, поставлена была задача – расчленения употребления информации на существенные этапы:
- Контакт индивидов с источником информации. Обозначена начальная сторона процесса, совпадающая с фактом отсутствия или наличия связей меж источником информации и человек.
- Контакт потребителей с информацией. Данный этап принимает две формы: «-» и «+».
Прием потребителем информации. Обладает тремя формами:
- абсолютный отказ от приема информации;
- прием информации частично;
- абсолютный прием информации.
Освоение принимаемых сообщений потребителем. Также включает три формы.
- Вырабатывание у потребителей отношения к информации.
- Запоминание потребителем информации.
Социологическое исследование является способом получения информации о социальном мире, основанным не строгом сборе фактов, а также их логическом объяснении.
Разновидности новых социологических исследований
По масштабности социологические исследования могут быть общенациональными, международными, отраслевыми, региональными, локальными.
По форме проведения они бывают групповые (коллективные) и индивидуальные.
По глубине анализа: сложности и масштабности решаемых исследовательских задач социальные исследования могут быть:
- Пилотажными (проверка качества подготовки инструментов для сбора первичной информации. Чаще всего захватывает небольшие обследованные общности (до ста человек), производится по упрощенной программе и при помощи сжатого социального инструментария;
- Описательными (ориентируется на получение эмпирической информации, которая дает возможность социологу давать относительно непротиворечивое целостное описание изучаемого процесса или явления, его основных компонентов структуры и характеристик качества);
- Аналитическими (не только описание элементов структуры и характеристик изучаемого социального объекта, но и выявление причин, которые обуславливают его сущность и особенности; и оперативными).
Разновидности исследований аналитического типа:
- Трендовые, проводимые в границах единой генеральной совокупности либо на аналогичных выборках с конкретным интервалом времени, цель состоит в анализе перемен, которые происходят в изучаемой социальной группировке совокупности.
- Панельные является обследованием одних и тех же программ, методик посредством определенных временных интервалов.
- Лангитюдные являются длительным периодическим изучением одних и тех же лиц по мере достижения обследуемой общностью определенного периода собственного развития.
Основные методики сбора первичных данных при новых социологических исследованиях
Есть три основные методики по сбору социологической информации:
Опрос, который подразделяется на подклассы8272:
- Интервью;
- Анкетный опрос;
Документационный анализ.
Опрос является методом сбора первичной информации при помощи обращения с вопросами к определенной группировке людей.
Социологический опрос обладает тремя отличительными чертами:
- Численность опрошенных – Социолог опрашивая тысячи людей, обобщая полученные данные, делает выводы. Он имеет интерес к общественному мнению. Обретая и проводя обработку данных статистики, исследователь выявляет социальные личностные типы.
- Объективность и достоверность - Опрашивая тысячи людей, социолог должен усреднить различные мнения и в итоге получит гораздо более достоверные сведения, чем журналист.
- Цель опроса - при помощи исследований, которые проводятся социологом, устанавливаются научные факты.
Есть следующие основные виды опроса:
- интервьюирование;
- анкетирование.
Анкета является опросным листом, самостоятельно заполняемым опрашиваемым по написанным правилам. Респонденты являются объектом исследования.
Интервью является проводимой по определенному плану беседой, которая предполагает прямые контакты интервьюера с респондентом (опрашиваемым), притом запись ответов последнего проводится или интервьюером (его ассистентом), или механическим способом (на носитель).
Анализ документов является методикой сбора первичной информации, при которой документация используется как главный источник информации. Анализ документов может открывать социологу возможность видеть в отраженной форме множество сторон социальной действительности. Есть самые разнообразные методики анализа документов. Наиболее распространенными, прочно закрепившимися на практике социологических исследований считаются классический (традиционный) и количественный (формализованный).
Особенности социологических исследований
Наука является один из важнейших путей познания. Тем не менее, по отношению к социальной жизни у нее существует множество значимых ограничений:
- Так как люди не выражают реакцию на окружающую их среду, простое наличие исследователя способно влиять на поведение опрашиваемого. Взгляд астронома не может оказывать влияние на удаленную комету. Но большая часть людей реагирует, когда за ними ведется наблюдение. Некоторые испытывают тревогу, занимают оборонительную позицию или сердятся, иные делают попытки «помогать», делая то, что, по их мнению, ожидается от них исследователем.
- Социальные закономерности меняются: то, что справедливо для одного места и времени, может не являться истинным для второго. Физические законы применяются всегда и по всему миру. Никаких непреложных законов социологии не существует. В среднем социологические данные через год устаревают (но это будет находиться в зависимости от тематики исследования).
- Так как социологи сами - это часть социального мира, который они изучают, им тяжело являться свободными от ценностей при исполнении исследований. На химика, если он поставит неудачный опыт, происходящее в пробирке редко повлияет на него в личном плане. Но социологи проживают в собственной пробирке - в обществе, которое изучается ими. В связи с этим социальным ученым тяжелее контролировать, даже распознавать личностные ценности, которые способны искажать результаты их трудовой деятельности.