Опрос – это метод, направленный на сбор первичной информации, при котором человек отвечает на целый ряд вопросов.
Опрос направлен на получение информации о психологических и социальных явлениях с помощью очного или заочного общения. Сами социологи такое широкое применение метода опроса объясняют его универсальностью. С помощью опроса можно получить информацию о различных фактах, явлениях и событиях, ценностных ориентациях людей. В отдельных случаях такая информация выходит дешевле, нежели информация, полученная другими методами, а при обработке данных можно использовать компьютерную технику, что значительно облегчает ход исследования.
В настоящее время есть несколько видов опросов, которые имеют как свои достоинства, так и недостатки.
Виды опроса
Устный опрос используют, когда надо наблюдать за реакцией человека на задаваемые вопросы, с помощью устного опроса более глубоко можно изучить психологию респондента, чтобы провести качественный устный опрос, необходима специальная подготовка и большие временные затраты, которые не всегда можно себе позволить во время исследования.
Ответы, полученные в ходе устного опроса, имеют прямую зависимость от личности человека, который ведет опрос, от личности человека, который отвечает на вопросы, и от поведения обоих участников опроса.
Письменный опрос является наиболее распространенным, самой известной его формой является анкетирование. С помощью письменного опроса можно охватить большое количество респондентов. Есть у письменного вида и свои недостатки, так с помощью анкетирования сложно учесть реакцию респондента на содержащиеся в анкете вопросы.
Интервью. Вспомогательным для анкетирования методом является метод интервью, с помощью интервью можно проверить или уточнить данные после анкетирования.
Интервью часто используют при приеме на работу, соискателю задают стандартные, заранее подготовленные вопросы, при этом многие вопросы задают без уточнений и пояснений, чтобы испытуемый отвечал так, как он понял вопрос.
Свободный опрос может быть как письменным, так и устным, при этом перечень вопросов и ответов не ограничен ни какими рамками. Во время свободного опроса можно менять тактику ведения опроса и их содержание. В свою очередь стандартизированный опрос с заранее подготовленными краткими вопросами является более экономичным в материальных затратах и по времени.
Характеристика опроса
Опрос является самым распространенным методом для получения информации о субъектах исследования. Сам опрос строится на задавании человеку вопросов, ответы на которые помогут исследователю получить необходимую информацию.
К главным особенностям опроса можно отнести его массовость, так как исследователю всегда необходимо больше сведений, чем об одном человеке, а лучше о группе индивидов.
Во время создания вопросов изначально формулируют программные вопросы, которые соответствуют задачам решения, доступные для понимания самого специалиста, после чего эти вопросы переводятся в стандартные анкетные, которые доступны и понятны респондентам.
Во время опроса необходимо:
- четко обозначить цель беседы, ответить на вопрос (что изучать?);
- выбрать оптимальные условия для опроса, чтобы человеку было комфортно;
- узнать сколько времени собеседник намерен потратить на опрос;
- заранее продумать возможные вопросы и ответы на них;
- лучше начинать опрос с интересной для собеседника темы.
Правила составления вопросов для опроса:
- вопросы должны быть понятными и отдельными, необходимо избегать двойственности;
- необходимо избегать сложных терминов и определений, которые могут быть непонятны респондентам;
- вопросы не должны быть длинными, краткими и по возможности простыми;
- вопросы должны быть конкретными;
- в вопросах не должно быть подсказок;
- избегать вопросов, которые могут привести к шаблонным ответам;
- вопросы, не должны вызывать негативных эмоций и отвращения;
- недопустимы вопросы внушающего характера.
Ошибки и неточности во время опросов
Получить ответы на вопросы, на самом деле не так и просто, многие люди не отвечают на звонки с незнакомых номеров или отказываются отвечать на какие-либо вопросы, предвзятость к выборке исследования может привести к ошибкам в получении адекватных ответов.
На результаты исследования могут повлиять ответы, которые не отражают настоящих убеждений респондентов. К тому же респонденты могут намерено давать неверные ответы, пытаясь намеренно манипулировать результатами опроса. Так же респондент может чувствовать себя под социальным давлением, которое не позволит ему дать непопулярный ответ, тогда он будет отвечать шаблонными ответами, что может привести к неэффективным результатам или к результатам, которые являются желаемыми для самого исследователя.
Неправильная выборка также может влиять на результаты исследования, во время исследования необходимо охватить как можно больше людей разного возраста и пола, в таком случае выборка является нерепрезентативной.
Выводы
Таким образом, метод опроса в социологическом исследовании имеет важное значение, при изучении социальных процессов или явлений, которые недоступны непосредственному наблюдению. Наиболее эффективно применение опроса в сочетании с другими методами. Данные, полученные с помощью опроса обязательно следует сопоставить с информацией объективного характера, лучший эффект опрос дает в сочетании с контент-анализом и наблюдением.
Любой социологический опрос не стоит проводить, пока исследователь не установил для себя, зачем ему это нужно и что он хочет этим добиться, прежде чем начать проводить опрос следует разработать исследовательскую программу, четко определить цели и задачи, понятийный аппарат, а также выборки и инструментария исследования. При проведении опроса, важно учитывать его познавательные границы и возможности. Достоверность информации зависит от многих причин, в том числе от сферы явлений, событий, о которых спрашивает исследователь.