Личность как объект социального исследования
Существует множество толкований личности. При этом все определения можно отнести к двум основным группам:
- Личность формируется в соответствии с ее врожденными задатками, а социальное окружение оказывает незначительное воздействие на ее развитие.
- Личность формируется и развивается только в ходе социального опыта.
Исследование социологии личности предполагает изучение социальных качеств личности:
- способности;
- интересы и потребности;
- знания и навыки;
- мировоззрение;
- социальные чувства.
Социальные качества личности:
- отражаются в обозначении цели деятельности;
- проявляются в деятельности через: ценностные ориентации, самосознание, социальные отношения;
- определяются выполняемыми личностью ролями и социальным положением;
- измеряются комплексом знаний, умений и навыков, а также социально – психическими особенностями.
В исследовании социологии личности рассматривается взаимодействие человека с социальной средой, состоящей из личностных и материально-вещественных компонентов. Природа этого непосредственного или опосредованного взаимодействия характеризует уровень социальной среды.
Социологический подход к изучению личности
Для полного понимания системы взаимосвязей людей в обществе, сущности социальных явлений необходимо понять, что движет поступками конкретного человека. Основу понимания жизни всего общества или отдельной социальной группы представляет индивидуальное поведение.
Личность – это объект социальных отношений и взаимодействий, первичный субъект. Понятие «личность» представляет человека как субъекта социокультурной жизни, определяет его как выразителя индивидуального начала, раскрывающегося в позициях социальных отношений, предметной деятельности и общения.
Исследования проблемы личности в современной социологии ориентировано на:
- исследование особенностей развития личности на этнографическом материале в примитивных обществах, взаимосвязи между характером культуры и типом личности;
- изучение изменений социального характера под влиянием автоматизации, индустриализации, информатизации и т.д.;
- изучение поведения личности в социальной группе;
- разработка наиболее эффективных способов манипуляции людьми в разнообразных общественных ситуациях, в частности, в производственных (менеджеризм, доктрина «человеческих отношений» и др.).
Особенность социологического исследования личности заключается в том, что личность рассматривается в качестве представителя определенной социальной группы, как член общества. Изучается личность как социальный тип, как среднестатистический индивид.
В процессе исследования личности в контексте социальных связей рассматриваются ответы на вопросы:
- какое место занимает личность в социальном пространстве;
- как происходит формирование личности в том или ином социальном окружении;
- насколько личность включена в социальные группы;
- как личность воспринимает культурные нормы, какие существуют отклонения от этих норм.
Социальный статус и социальная роль
Понятия социальный статус и социальная роль позволяют проанализировать положение индивида в социуме и его функциональные возможности по отношению к другим индивидам.
Социальный статус – это социальное положение человека в социуме, рассматриваемое как общую характеристику, включающую профессиональную, семейную, экономическую принадлежность личности, ее возраст, пол, национальность, политические возможности.
У любой личности есть свой статусный набор, т.е. совокупность нескольких социальных позиций, обусловленных участием индивида в деятельности нескольких социальных групп и институтов. Всегда есть главный статус, с которым человека отождествляют и выделяют окружающие люди.
Статусы могут быть:
- достигаемые, т.е. приобретенные благодаря личной удаче или успехам;
- приписываемые, получаемые независимо от усилий или желаний человека, а благодаря определенным внешним характеристикам.
Социальная роль – это поведенческая, динамическая сторона статуса. Это тот образец поведения, который наиболее характерен для участников данной группы в данном статусе.
Каждый статус образует ролевой набор. Анализ социальной роли, ее поведения позволяет исследовать личность на уровне социально типичного.
Процесс выполнения социальной роли зависит от:
- биологических качеств личности;
- личностного образца, включающего идеальные способы поведения;
- системы принятых норм и внутренней сплоченности группы;
- степени сходства личности с группой.