Интернет как институт социальной коммуникации
Институты социальной коммуникации – это совокупность средств общения, а также обмена актуальной информацией. Поскольку современное общество носит название «информационное», то можно сказать, что институтам социальной коммуникации отводится ведущая роль в формировании и поддержании тех или иных взглядов и образов в умах людей.
Функционирование Интернета как социального института определяется потребностями и интересами различных социальных субъектов, что предполагает выполнение ряда соответствующих функций:
Коммуникативная функция.
- Коммуникация посредством глобальной сети Интернет построена таким образом, в ней всегда будет присутствовать два главных героя: те, кто создает информационный контент, и те, кто им пользуется. Между этими двумя полюсами всегда происходит определенная коммуникация, и именно по этой причине в последнее время проводится большое количество исследований, о которых мы упомянем чуть позже.
- Благодаря Интернету коммуникация становится трансграничной, и общение перестает быть привязанным к местоположению его непосредственных участников.
Информационная функция.
- В соответствие с общей природой средств массовой информации, информация в Интернет-каналах является доступной абсолютно каждому, а ограничения могут быть связаны только с платностью тех или иных услуг. Информация обладает рядом специфических черт: оперативность, освещение жизни социума, универсальность. Таким образом, на основе информационной функции в Интернете появляется возможность выполнять функцию формирования повестки дня и фокусирования общественного внимания. Информационная функция, по сути, также проявляется в формировании общих взглядов на некоторые события и ситуации у общества.
Ценностно-регулирующая функция.
- Содержание данной функции совпадает с тем, что было некогда названо «функцией корреляции отношения к действительности» (Г. Лассуэлл). Семья и школа осуществляют первичную социализацию индивида (привитие человеку норм, ценностей, приобщение к традициям), далее эта функция переходит к СМИ. Они служат выработке и сохранению общей ценностно-нормативной платформы: что такое хорошо, что такое плохо, и как стоит поступать и думать.
- Интернет позволяет не только обмениваться информацией, но и высказывать свою точку зрения на большом количестве площадок.
Роль исследований аудитории
Данные эмпирических исследований глобальной сети Интернет и ее аудитории необходимы разным группам специалистов:
- Работники интернет-СМИ – им необходима эта информация для создания востребованного и актуального информационного контента, который будет иметь ценность для человека, пользующегося этим;
- Социологи, аналитики – их деятельность направлена на исследование социальных процессов, а также на определение роль в этих процессах Интернет-источников и информации из Сети. Социологические исследования могут проводиться регулярно, а наличие новых технологий позволяет качественно и быстро выполнять их прямо в Интернете (размещение анкет и опросов на главных страницах сайтов, рассылка при помощи Google- форм и многие другие способы). Таким образом, охват происходит не в пределах маленькой группы, а на более масштабном, международном уровне.
- Специалисты по журналистике, которые занимаются анализом деятельности различных средств массовой информации, их потребительским рынков, консалтингом в данной сфере. Сюда же можно отнести рекламщиков, которые собирают данные об актуальности продукции, о потребностях потребителей, и о том, что менее актуально на сегодняшний день.
Таким образом, в исследованиях аудитории Интернета могут решаться разные задачи – как обществоведческие, так и маркетинговые. Зачастую для специалистов разного профиля возможно решение разнообразных задач на одном и том же материале. Однако часто необходимо проведение специальных социологических исследований, описывающих и объясняющих то, что происходит между социальными субъектами и Интернетом.
Проблемы социологии Интернет-СМИ
В течение довольно продолжительного времени Интернет-ресурсы исследовались в целом, без выделения среди них сайтов разных типов. Таким образом, возникли некоторые стержневые противоречия именно в работе таких ресурсов. Сеть Интернет, безусловно, глобальна, и охватывает практически все население земного шара, но смысл в исследованиях заключается именно в выявлении тех закономерностей и особенностей в потребностях и деятельности людей, которые имеют свои нормативные, ценностные и специфические внутренние ориентации.
Что касается социальных проблем, то они могут быть рассмотрена на трех основных уровнях: личностном, групповом и социетальном (общество в целом).
Личностные проблемы связаны с равенством (или наоборот неравенством) людей с точки зрения доступности получения информации и участия в обмене ею. Эта проблема получила научное название – «цифровое неравенство». Распространение новых информационных технологий не только закрепляет ранее сложившееся неравенство людей по отношению к средствам массовой информации, но и усугубляет его, так как требует больших затрат на приобретение соответствующего оборудования. Например, не у каждого человека есть возможность приобрести персональный компьютер или другой гаджет для выхода во всемирную сеть.
Групповой уровень: на данном этапе основная проблема – взаимодействие органических (существующих в реальной жизни, вне Интернета) и виртуальных (то есть основанных на общении в Сети) групповых сообщества – комьюнити.
Социетальный уровень. Так как этот уровень иначе называется общественным, то, соответственно, он затрагивает проблематику сфер общества: политической, экономической, духовной. В России особенно важно такое исследование, так как наше государство многонационально, и отношения между разными этносами и нациями являются актуальной проблемой.
Таким образом, исследования в области социологии Интернета, а также аудитории позволяет выявить предпочтения пользователей интернет-ресурсов, и сформировать их мнение и взгляды на определенную проблему.