Основные функции социологического исследования
Функции социологического исследования раскрываются в рассмотрении и анализе разнообразных процессов и явлений, приводящих к определенной установке целевой аудитории.
Социологическое исследование направлено на распознавание проблемных ситуаций, выяснение причин их возникновения, структуру, свойства, особенности протекания, нахождение месторасположения данных проблем в системе научных знаний, нахождение путей их решения.
К основным функциям социологического исследования относятся:
- Познавательная функция. Заключается в изучении состояния процессов и явлений социума с учетом их содержания в реальной ситуации. Помогает понять тенденции, динамику и перспективы дальнейшего развития социальных процессов и явлений. Исследует социальные противоречия.
- Практическая функция. Нахождение способов и путей изменения социальных процессов и явлений. Разработка методов исследования, техники и методики сбора и обработки социологической информации; разработка практических рекомендаций по решению негативных вопросов в социальной практике; моделей социального процесса и отдельных его элементов, конкретной социальной организации с упором на их оптимальное функционирование; разработка исследовательского инструментария для поиска, измерения, регистрации, обработки, анализа первичной социологической информации.
- Нормативно-ценностная функция. Определяет нормы, ценности, цели, соответствующие потребностям социума на данном этапе развития.
- Гносеологическая функция. Конкретизирует основные вопросы теории познания в отношении данного процесса или явления. Анализирует и обобщает социальный опыт. Позволяет проанализировать и оценить эффективность управленческих решений, найти и изучить признаки, характерные для исследуемых социальных объектов (признаки экстремальных ситуаций, социальной напряженности, конфликтов), что способствует принятию верных управленческих решений по поддержанию социальной системы в устойчивом и динамичном состоянии.
- Информационная функция. Заключается в сборе и обработке информации, предоставлении информации о социальных объектах, их развитии и изменениях в управляющие и обучающие структуры общества, коммерческие, предпринимательские и иные организации.
- Прогностическая функция. Позволяет прогнозировать тенденции и перспективы развития социальных ситуаций, предвидеть состояния объекта социологического исследования в конкретный временной период.
- Логическая функция. Осуществляет последовательную реализацию отдельных процедур и основных этапов исследования. Помогает разрабатывать и использовать в практике управления новые социальные технологии, способы выявления и применения потенциалов и резервов социальной системы, способствует получать наилучшие социальные результаты при наименьших организационных и материальных издержках.
- Управленческая функция. Обеспечивает управление на всех уровнях жизни общества, обратную связь между объектами (работники, отдельные группы людей, население) и субъектами (административными и властными органами, руководителями организаций и предприятий) управления.
Функции программы социологического исследования
Программе социологического исследования характерны следующие функции:
- Теоретико-методологическая. Выясняет научную проблему, фиксирует исходное представление об объекте исследования, намечает пути разрешения проблемы. Формулирует цели и задачи исследования. Устанавливает положение данного исследования относительно параллельно выполняемым или выполненным исследованиям по подобной проблеме. Обеспечивает междисциплинарные связи с другими науками, изучающими человека и общество.
- Методическая. Определяет способы сбора эмпирических данных, анализа и описания результатов исследования. Разрабатывает логический план исследования, процедура исследования, проводит сравнительный анализ полученных ранее результатов подобных исследований.
- Организационная. Планирует научную исследовательскую деятельность, предполагает результаты по каждому этапу исследования, обеспечивает контроль за ходом исследования, регулирует деятельность исследовательского коллектива.
«Сопутствующие» функции социологического исследования
Знание, полученное в результате социологического исследования, реализует функцию формирования и манипуляции общественным мнением.
Реализация этой функции происходит по-разному:
- «Легитимация» социальных практик наделенных властью субъектов (лиц, принимающих решение в бизнесе, политике). Полученная в ходе социологического исследования информация может подтвердить или опровергнуть гипотетические возможности решения рассматриваемой проблемы. Достоверное знание о социальном процессе или явлении помогает принять необходимое управленческое решение, имеющее статус «научной легитимности».
- Идеологический контроль информационной среды и массового сознания.
- Манипуляция общественным мнением, т.е. использование данных исследований в качестве доказательств в пользу принимаемого решения, определенной точки зрения и т.д.