Формальная социология представляет собой социологическое направление исследований, которое пользовалось существенных влиянием в конце XIX – начале XX ст.
Основными представителями течения выступают Г. Зиммель, Г. П. Беккер и др.
Социальные формы как предмет изучения формальной социологии
В рамках данного течения общество интерпретируется как результат взаимодействий людей. В свою очередь, в основе взаимодействий – многочисленные мотивы, которые мотивируют личность к реализации определенных поведенческих паттернов. Соответственно, главной задачей социологии выступает выделение и описание различных форм взаимодействия, совокупность которых создает особое единство – общество.
В свою очередь, под формой понимается общение, ассоциация людей, совокупность ролевых структур.
В то же время, формы не выступают инструментами принудительной социализации личности, социального контроля, но репрезентацией внутренних побуждений личности, ее мотивов, идей. В основе понимания формы – не только взаимодействие людей, но и осознание коммуникантами факта того, что в результате этого взаимодействия они представляют собой некую общность, социальную единицу.
Подходы к классификации форм Г. Зиммеля
За выявлением и описанием форм должна следовать их систематизация и упорядочение, психологическое обоснование в историческом контексте.
Г. Зиммель на основании критерия отвлеченности форм от реальной жизни, от социальных процессов выделяет следующие виды форм:
- спонтанные формы – максимально приближенные к «потоку жизни», к которым можно отнести дарение, обмен, подражание, различные формы поведения толпы и пр.;
- экономические и пр. организации, которые несколько отдалены от «потока жизни»;
- чистые, «игровые» формы, которые наиболее отдалены от реальных жизненных процессов. К данным формам может быть отнесен, например, старый политический режим как отжившая свое форма управления, которая не отвечает современным требованиям участников социальных взаимодействий; знание, оторванное от конкретных потребностей общества.
Социальная солидарность как основа существования общественных форм и общества в концепции Э. Дюркгейма
Дальнейшее развитие формальной социологии осуществляется в работах Э. Дюркгейма, который видел в основе формирования общества процессы социальной солидаризации и разделения общественного труда.
Как и Г. Зиммель, Э. Дюркгейм видел в основе формирования форм общественного взаимодействия – внутреннее стремление, мотивацию людей к созданию объединений. Причем, стремление к социальному взаимодействию является следствием осознания личностью собственного несовершенства, стремления восполнить собственные недостатки достоинствами другого участника взаимодействия.
Объединяясь для реализации социального взаимодействия, люди неизменно приходят к разделению общественного труда, распределению производственной деятельности между отдельными ее участниками в соответствии с личностными, индивидуальным особенностями, потребностями, способностями. В то же время, объединяясь для разделения производственной деятельности, люди могут испытывать и другие чувства, отражающие степень сплоченности социального единства, включая чувства дружбы и любви как максимально возможной формы сплоченности.
Таким образом, главной функцией разделения производственной деятельности, общественного разделения труда выступает не столько реализация экономической деятельности, сколько создание чувства солидарности.
Другими словами, в рамках формальной социологии был разработан ряд положений, которые впоследствии стали основой для разработки новых направлений социологического познания.