Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Фокус-группа в социологии

Сущность метода

Определение 1

Фокус-групповые исследования - это гибкий метод исследования, который позволяет решить широкий круг задач. Данный метод используется для формирования гипотез и продуктивных идей, для определения модели поведения, мотивов, факторов, определяющих выбор человека.

Фокус-групповое исследование позволяет изучить потребительское поведение:

  • протестировать и оценить продукт, услугу, рекламные концепции,
  • генерировать креативные решения.

Преимуществом фокус-групповых исследований является широкая сфера использования, оперативность получения результатов. Особенностью фокус-групповых исследований является использование групповой динамики и возможность прямого наблюдения за ходом дискуссии.

В дискуссии участвуют 8-10 предварительно отобранных респондентов под руководством профессионального модератора, который направляет внимание группы на тему, которая обсуждается.

Исследования проходят в специально оборудованном помещении, проводится видео и аудиозапись.

Классическая фокус-группа

В классической фокус-группе объединены несколько видов исследования, такие как:

  • интервью,
  • дискуссия,
  • беседа.

Их проводят в социализированном помещении или в сети Интернет. Численность классической фокус-группы - 7 человек, они незнакомы друг с другом и отбираются случайным методом. К началу проведения дискуссионного заседания никто из присутствующих не ознакомлен с темой исследования.

Модератор является представителем агенства, проводящим исследование. Для этой должности приглашается опытный социологи или психолог, который руководит проведением дискуссии.

Продолжительность классической дискуссии - от 50 минут до 3, 5 часа. Дискуссия снимается на видеокамеру, затем анализируется. Необходимо провести не менее трех фокус-групп, чтобы получить надежную и интересную информацию.

«Фокус-группа в социологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Метод строится на предположениях о том, что коллективная реакция на определенные стимулы (обращения, реклама, бренды) являются характерными для группы подобной обобщённости. Зная или предполагая реакции, их можно направить на массовое поведение.

Специфика метода заключается в следующих параметрах:

  • Проникать в структуры сознания группы и индивида.
  • Проявление свободных реакций индивида;
  • Обеспечение исследователя реальными потребителями.

Для сбора аудитории решающее значение имеет набор определенных параметров, таких, как:

  • демография,
  • признаки владения информацией,
  • физиология,
  • образ жизни,
  • образование.

Фокус-группа как качественное исследование

В настоящее время большинство социологов используют в своих исследованиях качественные методы. Исследователь методологии В.Ядов дает качественным исследованиям, к которым относится и фокус-группа, следующие характеристики:

«Общий фокус качественного исследования концентрирует внимание на частном, особенном в описании целостной картины социальных практик».

Надежность информации и ее получение повышается при соблюдении следующих правил:

  1. Четко сформирована программа исследования, состоящая из двух частей. Изучение темы исследования теоретическими методами и процедурными.
  2. Используется целый комплекс адекватных задачам методов исследования.
  3. Факты строятся в рамках пояснительной теории.
Замечание 2

Качественные методы носят стандартизированный характер, они связаны с получением ответа на вопрос «почему».

Дата последнего обновления статьи: 23.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot