Сущность метода
Фокус-групповые исследования - это гибкий метод исследования, который позволяет решить широкий круг задач. Данный метод используется для формирования гипотез и продуктивных идей, для определения модели поведения, мотивов, факторов, определяющих выбор человека.
Фокус-групповое исследование позволяет изучить потребительское поведение:
- протестировать и оценить продукт, услугу, рекламные концепции,
- генерировать креативные решения.
Преимуществом фокус-групповых исследований является широкая сфера использования, оперативность получения результатов. Особенностью фокус-групповых исследований является использование групповой динамики и возможность прямого наблюдения за ходом дискуссии.
В дискуссии участвуют 8-10 предварительно отобранных респондентов под руководством профессионального модератора, который направляет внимание группы на тему, которая обсуждается.
Исследования проходят в специально оборудованном помещении, проводится видео и аудиозапись.
Классическая фокус-группа
В классической фокус-группе объединены несколько видов исследования, такие как:
- интервью,
- дискуссия,
- беседа.
Их проводят в социализированном помещении или в сети Интернет. Численность классической фокус-группы - 7 человек, они незнакомы друг с другом и отбираются случайным методом. К началу проведения дискуссионного заседания никто из присутствующих не ознакомлен с темой исследования.
Модератор является представителем агенства, проводящим исследование. Для этой должности приглашается опытный социологи или психолог, который руководит проведением дискуссии.
Продолжительность классической дискуссии - от 50 минут до 3, 5 часа. Дискуссия снимается на видеокамеру, затем анализируется. Необходимо провести не менее трех фокус-групп, чтобы получить надежную и интересную информацию.
Специфика метода заключается в следующих параметрах:
- Проникать в структуры сознания группы и индивида.
- Проявление свободных реакций индивида;
- Обеспечение исследователя реальными потребителями.
Для сбора аудитории решающее значение имеет набор определенных параметров, таких, как:
- демография,
- признаки владения информацией,
- физиология,
- образ жизни,
- образование.
Фокус-группа как качественное исследование
В настоящее время большинство социологов используют в своих исследованиях качественные методы. Исследователь методологии В.Ядов дает качественным исследованиям, к которым относится и фокус-группа, следующие характеристики:
«Общий фокус качественного исследования концентрирует внимание на частном, особенном в описании целостной картины социальных практик».
Надежность информации и ее получение повышается при соблюдении следующих правил:
- Четко сформирована программа исследования, состоящая из двух частей. Изучение темы исследования теоретическими методами и процедурными.
- Используется целый комплекс адекватных задачам методов исследования.
- Факты строятся в рамках пояснительной теории.
Качественные методы носят стандартизированный характер, они связаны с получением ответа на вопрос «почему».