Понятие толпы и ее характерные признаки
Толпа – это большое скопление людей, которые случайным образом реагируют на событие или явление, а их реакция является импульсом, который объединяет их. Толпа располагается на определенной территории, ее участники имеют друг с другом контакт, они реагируют на одни и те же раздражители и могут действовать сходным образом, но толпа стихийна, и когда стимул прекращает свое существование, то и толпа перестает существовать.
Несмотря на то, что толпа имеет примитивные эмоции, они все равно очень сильные. При этом нормы поведения и рекомендации к тому, как лучше поступить и отреагировать на те или иные раздражители отсутствуют. Толпа может быть очень агрессивной, может быть лояльной. Толпа может также тянуться к раздражителю или убегать от него, избегать любых контактов с ним. Нередко толпа демонстрирует в своем поведении установки или насмехается над всем происходящим. А еще толпа феноменальна, поскольку она может очень резко появляться и так же резко исчезать.
В исследовательской практике выделяют несколько разновидностей толпы, но они имеют некоторые схожие характеристики:
- Личностные характеристики участников толпы исчезают, а на их месте появляется склонность подражать поведению другого человека или поведению большинства, потому что таким образом человек чувствует, что он не выделяется на фоне остальных и является частью чего-то большего.
- У участников толпы этические и правовые нормы становятся слабыми, появляется чувство одинаковости, стандартности. Поначалу это не дает о себе знать, но в дальнейшем может привести к очень негативным последствиям.
- У участников толпы складывается ощущение, что все их действия абсолютно правильны, а решения, к которым они приходят – это именно то, что нужно именно им. Хотя на самом деле проблема состоит в том, что эти решения – результат коллективной рефлексии, а не индивидуальное решение.
- У участников толпы снижается ощущение собственной ответственности за осуществляемые действия. Индивид чувствует свою силу и значимость, но поскольку он находится в связке с другими участниками процесса, то он может думать, что ответственность будет нести кто-то другой.
Когда индивид оказывается внутри толпы, то он чаще всего испытывает эмоциональное влияние со стороны. Общая возбудимость становится выше, а социальные чувства – острее. Участники толпы действуют скорее эмоционально, а вот разум и здравый смысл в их действиях может отсутствовать. Толпы влияют на человека, на его настроение. Оно может сохраняться на протяжении длительного времени, хотя человек может уже давно покинуть социальную группу, может быть вне толпы, не получать с ее стороны прямого воздействия. Эта черта – еще один признак феноменальности толпы. Она стихийна, эмоциональна, но она настолько сильно влияет на человека и его эмоции, что он попросту не может избавиться от ощущений, и еще долгое время живет с ними.
Феномен толпы
Внутри толпы можно манипулировать человеком и его сознанием, в то же время можно манипулировать и самой толпой. Основываются технические приемы манипуляции толпой на некоторых специальных механизмах. Если вы их знаете, то сможете управлять потоками людей и использовать их ресурсы в своих целях. Эти механизмы объединяют толпу, придают ее участникам ощущение приобщенности к какому-то большому делу. Но в большинстве случаев это все остается на уровне ощущений, на самом деле человек не получает от толпы никакой полезной информации, а действия ее могут наоборот быть очень разрушительными.
Толпа может включать в себя участников разного пола и возраста, национальности и профессии, социального статуса и уровня достатка. Все это будет зависеть от того, по каким причинам толпа собралась, какие цели она преследует. Человек толпы обретает новые характеристики, и именно за счет этих новых характеристик он отличается от всех остальных людей. У толпы есть так называемая «коллективная душа». Характер ее временный, но составляющие образуют единство, которое удерживает толпу и ее участников в течение заданного времени. Нахождение в толпе, как правило, негативно влияет на человека. Из-за того, что он как бы срастается с толпой (эмоционально), выход из нее может быть очень болезненным.
Человек, оказавшись за пределами толпы, чувствует себя потерянным, брошенным, ему нужна помощь в адаптации к новым условиям. Но некогда его товарищи по толпе на помощь вряд ли придут. Испытывая потребность в том, чтобы снова ощутить свою принадлежность к группе и значимость, человек начинает искать новые способы срастись с новой толпой, а иногда он и сам становится зачинщиком, придумывая мероприятия или провокации, чтобы собрать толпу уже вокруг себя.
Когда человек попадает в толпу, его поведение обретает новые характеристики. Критическая оценка происходящего снижается, увеличивается правомерность действий. Зато чувство ответственности практически пропадает, доминирует анонимность. Внутри толпы человек решается на разные действия, поскольку он рассчитывает на то, что внутри толпы он останется неузнаваемым. Поведение могут провоцировать слухи, распространение фейковой информации. Она не является до конца проверенной, но при этом может настолько активно транслироваться, что начинает восприниматься как единственно реальная и проверенная. Не подтвержденные средствами массовой информации, слухи становятся специфическим видом межличностной коммуникации. Аудитория овладевает содержанием слуха и подвергается ситуативным ожиданиям и предрассудкам. Фейковые новости вообще считаются новой проблемой современности. Информационные ресурсы быстро подхватывают любые слухи и сплетни, а в погоне за сенсацией они не до конца проверяет информацию. А толпа может быть настоящим источником фейковых новостей, поэтому СМИ необходимо постоянно проверять такую информацию.