«Массовая психология и анализ Я», это изданная в 1921 г. работа основателя психоанализа З. Фрейда, являющаяся продолжением его размышлений о сути категории Я и о механизмах ее становления в психике человека.
Предыстория работы Фрейда «Массовая психология и анализ человеческого «Я»
В начале прошлого века психоаналитическая теория вызывала активный интерес в обществе и в психологии. Наряду с этим можно было наблюдать и активные споры, обсуждения и критические замечания. В качестве одного из таких часто звучащих замечаний было и осталось обвинение Фрейда в чрезмерной сосредоточенности исследований на внутренней структуре личности. Автор теории выяснял динамику взаимоотношений между отдельными частями психического аппарата. Тем не менее, люди живут не только в нескончаемой череде внутренних конфликтов, а находятся в обществе, где необходимо непрерывно взаимодействовать с большим количеством людей. Данный аспект Фрейд очень мало затрагивал в своих трудах.
Последний период научного творчества этого ученого характеризуется его попыткой распространять психоаналитическое знание на все более широкие области человеческой жизни:
- Анализ социальных процессов;
- Исследование религии;
- Анализ общества;
- Исследование искусства.
Причина обращения Фрейда к исследованию социальных процессов и явлений в рамках психоанализа была основана на развитии психоанализа, парировании критики отдельных аспектов психоаналитической теории, серьезных событиях общечеловеческого масштаба (началась Первая мировая война). Труд автора «Массовая психология и анализ человеческого «Я» становится одним из первых в этой области. Он открывает последнюю стадию научных изысканий ученого.
Социальные процессы и явления в трактовке Фрейда
Фрейд обращался к исследованию общества. В действительности он не так далеко отошел от своих классических психоаналитических построений, в чем сам признавался путем утверждения схожести и неразрывности индивидуальной и социальной психологии. Для ученого не было различия между социальной психологией и психологией отдельного человека. Это было связано с тем, что любые процессы внутри личности происходят в зависимости от отношений субъекта с его ближайшим окружением (например, родителями, коллегами, друзьями и др.)
В случае Фрейда более уместно было говорить именно о массовой психологии, так как в этой ситуации в качестве объекта изучения выступал субъект в качестве представителя большой социальной группы (нард, этнос, толпа). Для анализа массовых социальных процессов было введено понятие социального влечения. Изначально его формирование происходило в родительской семье субъекта.
В «Массовой психологии и анализе человеческого «Я» Фрейд обратился к исследованию толпы, рассматривая ее в виде временной человеческой «массы». Здесь каждый отдельный субъект приобрел свойства, которые не были характерны для него за пределами этой толпы. Ученый апеллировал к классической работе, посвященной психологии толпы (под авторством Ле Бона). В ней утверждалось появление новых свойств субъекта при попадании в толпу.
Фрейд полагал, что данные новые свойства не могут быть по своей сути таковыми. Это связано с тем, что они лишь являются результатом действия новых условий влияния толпы. Под воздействие попадает субъект, избавляясь от вытесненных бессознательных влечений, которые раскрываются в своей полноте.
Во взглядах Ле Бона и Тарда Фрейд увидел пробелы, касающиеся феноменов заражения и повышенной внушаемости субъекта в толпе. Он полагал, что данные феномены невозможно соединить по причине их различия. Например, суть заражения заключалась в том, что субъекты толпы воздействуют друг на друга. Наряду с этим, внушаемость субъекта в массе обладает другим источником происхождения, который представляет собой самого человека. Его Ле Бон оставил за скобками, ссылаясь на невозможность определить причину происхождения феноменов заражения и внушения.
Если человек оказался в толпе, то значительно изменяются закономерности протекания его психических процессов. С субъектом могут происходить следующие кардинальные изменения:
- Усиливаются аффективные чувства;
- Затормаживается интеллектуальная деятельность.
Данное положение Фрейд перенял и разделил с предшествующими исследователями феномена масс и особенностей изменения человека в толпе. В трактовке социальных процессов и явлений Ле Бон и другие ученые не пошли дальше констатации этих двух особенностей. Они уходили от объяснения соответствующего психологического механизма. Фрейд же поставил перед собой задачу провести анализ причин изменений, которые происходят с субъектом в толпе.
В своей работе Фрейд решал вопрос, по какой причине человек регулярно поддается внушению в массе. Если обратиться к канонам психоаналитической теории, то ученый искал объяснения в либидозной энергии. Она составляет энергию сексуальных влечений.
Фрейд выдвигал тезис о том, что сексуальная энергия представляет собой суть социальных явлений и процессов. Автор прибегнул к данному тезису на том основании, что лишь эротические влечения (или любовные связи) способны удержать большое количество людей вместе в течение определенного времени. Благодаря этому субъект может отказаться от собственной индивидуальности.
Для пояснения механизмов действия либидо в массах ученый обратился к различным видам искусственных масс (например, церковь, войско). Он считал структуру этих образований либидозной по своему происхождению. Это связано с тем, что всех верующих объединяет любовь к Христу, а всех солдат объединяет возглавляющий их управленец.
Таким образом, в трактовке социальных процессов и явлений Фрейда можно увидеть двусторонние связи. Одна из них представлена любовью отдельного индивида к вождю, а вторая показывает связь субъектов между собой.