Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Ранние версии теории массового общества и массового поведения (Г. Тард и Г. Лебон)

Определение 1

Массовое общество – это теоретическая модель, которая описывает социальные преобразования, вызываемые модернизацией, урбанизацией и развитием СМИ.

Общие сведения

Для современного человека массовые действия не являются чем-либо непривычным. В обществе происходят глобализационные явления, которые привели к тому, что «уличная толпа» перестала быть чем-то из ряда вон выходящим, неординарным.

Сегодня опасность массового скопления людей обусловлена тем, что оно не просто возникает за считанные часы, но и может эффективно, быстро управляться изнутри за счет применения технических средств, корректирующих их действия в ту или иную сторону. Сегодня многие люди выходят на улицы, чтобы кардинально поменять текущее положение вещей, сменить политический режим, свергнуть правительство, отстоять собственную точку зрения по какому-либо вопросу.

Статья: Ранние версии теории массового общества и массового поведения (Г. Тард и Г. Лебон)
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В связи с важностью исследования данного феномена необходимо обратить внимание на исторические концепции восприятия массового общества и массового поведения, родоначальниками которых считают Г. Тарда и Г. Лебона. Идеи этих мыслителей не просто сформировали психологическую парадигму социологии, но и стали опорой практических действий многих политиков.

Среди них:

  • Т. Рузвельт;
  • В.И. Ленин;
  • Ш. де Голль.

Концепция Г. Лебона

Г. Лебон говорил о том, что конец XIX века представлял собой уникальное время. Он обращал внимание на состояние кризиса традиционных социальных институтов, например, религии и государства.

Этот период был ознаменован успехами в развитии точных и естественных наук. Также наблюдались процессы индустриализации и урбанизации. Мыслитель говорил о том, что роль толпы и народных масс стремительно росла в жизни общества. Сознательная деятельность индивидов весьма быстро сменялась бессознательной деятельностью толпы.

Концепция коллективного поведения Г. Лебона отвергала иррациональные действия толпы, что весьма важно для постижения истинного смысла механизмов функционирования гражданского общества. Коллективные действия являются основой всех добровольных общественных организаций.

«Ранние версии теории массового общества и массового поведения (Г. Тард и Г. Лебон)» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Определение 2

«Толпа» — это большое скопление, множество сошедшихся вместе людей, объединенных на данном пространстве одним лишь временным, преходящим интересом.

Г. Лебон выделил два фактора, которые определяют содержание коллективных действий:

  • отдаленные факторы, которые могут подготовить почву для развития новых идей;
  • непосредственные факторы или традиции, образование и воспитание, а также политические учреждения. Эти факторы действуют уже на подготовленную толпу и позволяют ей принять необходимые решения.

Следует отметить, что взгляды Г. Лебона на роль традиций в развитии общества созвучны с мнением Конта о социальном прогрессе. Г. Лебон также говорил о том, что генезис идей и мнения толпы, а также характерные черты любой исторической эпохи формируются под влиянием социальных и политических учреждений.

Концепция Г. Тарда

Что касается Г. Тарда, то он в своих работах рассматривал такие ключевые типы социальных общностей, как публика и толпа. Толпу он интерпретировал как группу людей, собравшихся в конкретном месте. Он также говорил о том, что толпа в силу особенностей возникновения может расширяться только до определенного предела. Если члены толпы находятся на отдалении от своего лидера, то его влияние на них автоматически ослабевает.

Социолог также выделил такие характеристики толпы как:

  • «чудовищная нетерпимость»;
  • «забавная гордость»;
  • «болезненная восприимчивость»;
  • «чувство безнаказанности».

Г. Тард часто сравнивал толпу с группой душевнобольных, мотивируя это наличием у них неуверенности и нетерпимости. Г. Тард также предлагал несколько классификаций толпы, которые обусловлены критериями пола, возраста, целями деятельности участников, но основным показателем автор называл степень активности толпы. Автор выделил:

  • ожидающую толпу;
  • внимающую толпу;
  • манифестирующую толпу;
  • действующую толпу.

Высокой степенью активности, по мнению, автора отличаются именно действующий толпы, поскольку их установки активности достаточно высоки. Но такая активность имеет деструктивный характер. Ей свойственно только уничтожать, разрушать, но не созидать.

Г. Тард также утверждал, что все, создаваемое в рамках современной цивилизации организуется ассоциациями индивидов.

Ассоциации индивидов – это не простая сумма индивидов, но система, образованная их взаимодействием и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами.

Тард также отмечал тот факт, что толпа как группа образуется пространственной близостью индивидов, то публика формируется также посредством духовного родства людей.

Разделение общества на публику разного рода является чисто психологическим разделением, по «состоянию умов».

Мнение Г. Тарда отличается тем, что при характеристике публики он постоянно сравнивает ее с толпой. Он говорит о них, как о двух крайних полюсах социальной эволюции. Причем толпа образовалась гораздо позже публики. Также отличие между публикой и толпой можно найти в типе социальных связей.

Определение 3

Социальная связь – это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности на прочной основе взаимодействия.

На короткий промежуток времени толпа может полностью поглотить человека и овладеть его сознанием, так как индивид свято верит в общую идею, порой забывая о собственных интересах. Публика менее склонна к утрированию, чем толпа, она имеет большую степень постоянства. Г. Тард обращает внимание на постоянно усиливающееся влияние публики на различные сферы общественной жизни.

Таким образом, концепции Г. Тарда и Г. Лебона заслуживают внимания и показаны к изучению тем, кто хочет понять феномены массового поведения в контексте актуальной социальной реальности с целью ее полноценного анализа.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 02.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot