Происхождение анархизма
Анархизм – это общественно-политическое и социально-экономическое учение, враждебно относящееся к любому типу государства, противопоставляющее интересы мелкой частной собственности и мелкого крестьянства общественному прогрессу, базирующемуся на крупных производствах. Философская основа анархизма – индивидуализм, субъективизм и плюрализм.
Первые идеи анархизма относят к философии Древней Греции и Китая. Древнегреческая протоанархия началась софистами – Антифонтом, Диогеном Синопским и др., а также киниками. Древнекитайская даосская традиция представлена учениями Лао-цзы и Чжуан-цзы. В современном мире анархизм формировался из светского и религиозного направлений мысли эпохи Просвещения, в частности из идей о свободе морали Жан-Жака Руссо.
Помимо этого, праотцами современного анархизма можно рассматривать ряд христианских ересей, таких как движение анабаптистов.
Впервые основные принципы анархизма сформировались после Английской революции XVII века. В своих трудах Дж. Уинстэнли писал, что власть развращает людей, а свобода и собственность несовместимы.
Идеи Уинсэнли позаимствовали некоторые направления английского протестантизма, позднее они были отражены в работе Годвина «Исследование о политической справедливости», которая и стала основой современной теории анархизма. Уильяма Годвина считают первым теоретиком современного анархизма.
Годвин приводил классический довод анархизма, который заключался в противоречии власти и природы человека, невозможности людей свободно действовать в соответствии с разумом, также им была представлена модель децентрализованного общества, в котором небольшие автономные общины – основная ячейка. Функционирование таких общин протекает без участия каких-либо управленческих органов, так как демократия – форма тирании.
В XIX веке анархизм был повсеместно распространен в Италии, Испании и Франции.
Девизом анархизма, который противостоял и либерализму, и социализму, были знаменитые слова Бакунина: «Свобода без социализма есть привилегия и несправедливость… Социализм без свободы есть рабство и скотство».
Анархизм был очень влиятелен в 30-х годах ХХ века в Испании, а после Второй Мировой войны идеи коммунистического анархизма Кропоткина получили распространение в Восточной Азии и Латинской Америке.
Бакунин М.А. (1814-1876 гг.)
М. А. Бакунин, был русским революционером, идеологом анархизма и народничества.
Социально-философские идеи Бакунина могут быть охарактеризованы как атеистический материализм.
Бакунин считал главным недостатком религии элиминирование свободы личности. Бакунин полагал, что там, где есть бог, нет свободы, и наоборот. Более того, по его мнению вера уничтожает разум и мышление, что является самым плохим следствием религии. Им было выделено несколько причин возникновения религии:
- невежество и необразованность основной массы населения, слепо верящего в религиозные догматы;
- социальный фактор, рассматривающий религию в качестве порождения эксплуататорского строя. Человек, живущий тяжелым, непосильным трудом, не имеющий надежды на будущее в этом мире, вдруг получает надежду на счастье в загробном мире.
Бакунин считал, что идеализм, включая все роды религиозного идеализма, не только был воплощением аристократической буржуазной философии, но и представлял собой идеологическое воплощение социалистического равенства, братства и справедливости.
Как и все русские революционеры и анархисты Бакунин считал, что вопреки всем взглядам Маркса-идеолога революции, революцию в России можно произвести уже сейчас. Маркс говорил, что социалистическое общество возникает на основании развитого капиталистического общества. Но Россия в то время отставала в развитии от Западной Европы, а значит, по теории Маркса, до революции необходимо было дождаться стадии развитого капитализма. С этим положением Бакунин был не согласен, считая, что для революции нежна народная воля, протест окружающей действительности.
Идеал общественного устройства для Бакунина – анархистская коммуна – безгосударственная форма общественной жизни.
Общество по Бакунину характеризуется естественным происхождением, тогда как государство образовано искусственно. Это значит, что государственную власть понимают в качестве искусственно созданного в интересах определенных людей властного аппарата, который держит весь остальной народ в повиновении.
Более детально устройство анархистской коммуны было охарактеризовано в работах Кропоткина П.А., который продолжал развивать идеи Бакунина.
Кропоткин П. А. (1842-1921 гг.)
П. А. Кропоткин – русский революционер, идеолог анархизма, а также известный ученый геолог и географ.
Кропоткин обосновывал анархизм не только социальными учениями, но и естественнонаучными положениями. Идея Кропоткина заключалась в том, что в естественных системах, изучаемых астрономией, космогонией, биологией и пр. не существует оформленных центров, которые управляют этими системами. То есть, найти центр Вселенной невозможно. Значит, что и общество в этом случае не должно создавать каких-либо управляющих центров, а продолжать развитие в качестве естественного организма. Кропоткин поддерживал механистический взгляд на мир, полагая, что механика может быть приложена не только в физике или астрономии, но и биологии, и обществе.
Анархия, по Кропоткину, представляет собой тип мировоззрения, основанный на механистическом миропонимании. Анархия в качестве системы социальных взглядов должна быть выстроена на методах научного знания, которые используются в естественных науках.
Кропоткин идеальным государственным устройством видел территориально-производственные объединения. То есть он критически относился к разделению труда и концентрации производств. Кропоткин считал, что основой нового общественного устройства должно стать мелкотоварное производство, где люди были бы объединены на основании своих знаний, интересов и личных симпатий. Большевистский взгляд о подчинении меньшинства большинству, Кропоткин резко критиковал, так как это было прямым ущемлением свободы отдельной личности, что для Кропоткина было неприемлемо. Свое учение сам Кропоткин называл анархическим коммунизмом.