Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социальные учения русского анархизма

Происхождение анархизма

Определение 1

Анархизм – это общественно-политическое и социально-экономическое учение, враждебно относящееся к любому типу государства, противопоставляющее интересы мелкой частной собственности и мелкого крестьянства общественному прогрессу, базирующемуся на крупных производствах. Философская основа анархизма – индивидуализм, субъективизм и плюрализм.

Первые идеи анархизма относят к философии Древней Греции и Китая. Древнегреческая протоанархия началась софистами – Антифонтом, Диогеном Синопским и др., а также киниками. Древнекитайская даосская традиция представлена учениями Лао-цзы и Чжуан-цзы. В современном мире анархизм формировался из светского и религиозного направлений мысли эпохи Просвещения, в частности из идей о свободе морали Жан-Жака Руссо.

Помимо этого, праотцами современного анархизма можно рассматривать ряд христианских ересей, таких как движение анабаптистов.

Впервые основные принципы анархизма сформировались после Английской революции XVII века. В своих трудах Дж. Уинстэнли писал, что власть развращает людей, а свобода и собственность несовместимы.

Идеи Уинсэнли позаимствовали некоторые направления английского протестантизма, позднее они были отражены в работе Годвина «Исследование о политической справедливости», которая и стала основой современной теории анархизма. Уильяма Годвина считают первым теоретиком современного анархизма.

Годвин приводил классический довод анархизма, который заключался в противоречии власти и природы человека, невозможности людей свободно действовать в соответствии с разумом, также им была представлена модель децентрализованного общества, в котором небольшие автономные общины – основная ячейка. Функционирование таких общин протекает без участия каких-либо управленческих органов, так как демократия – форма тирании.

«Социальные учения русского анархизма» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В XIX веке анархизм был повсеместно распространен в Италии, Испании и Франции.

Девизом анархизма, который противостоял и либерализму, и социализму, были знаменитые слова Бакунина: «Свобода без социализма есть привилегия и несправедливость… Социализм без свободы есть рабство и скотство».

Анархизм был очень влиятелен в 30-х годах ХХ века в Испании, а после Второй Мировой войны идеи коммунистического анархизма Кропоткина получили распространение в Восточной Азии и Латинской Америке.

Бакунин М.А. (1814-1876 гг.)

М. А. Бакунин, был русским революционером, идеологом анархизма и народничества.

Социально-философские идеи Бакунина могут быть охарактеризованы как атеистический материализм.

Бакунин считал главным недостатком религии элиминирование свободы личности. Бакунин полагал, что там, где есть бог, нет свободы, и наоборот. Более того, по его мнению вера уничтожает разум и мышление, что является самым плохим следствием религии. Им было выделено несколько причин возникновения религии:

  • невежество и необразованность основной массы населения, слепо верящего в религиозные догматы;
  • социальный фактор, рассматривающий религию в качестве порождения эксплуататорского строя. Человек, живущий тяжелым, непосильным трудом, не имеющий надежды на будущее в этом мире, вдруг получает надежду на счастье в загробном мире.

Бакунин считал, что идеализм, включая все роды религиозного идеализма, не только был воплощением аристократической буржуазной философии, но и представлял собой идеологическое воплощение социалистического равенства, братства и справедливости.

Как и все русские революционеры и анархисты Бакунин считал, что вопреки всем взглядам Маркса-идеолога революции, революцию в России можно произвести уже сейчас. Маркс говорил, что социалистическое общество возникает на основании развитого капиталистического общества. Но Россия в то время отставала в развитии от Западной Европы, а значит, по теории Маркса, до революции необходимо было дождаться стадии развитого капитализма. С этим положением Бакунин был не согласен, считая, что для революции нежна народная воля, протест окружающей действительности.

Идеал общественного устройства для Бакунина – анархистская коммуна – безгосударственная форма общественной жизни.

Общество по Бакунину характеризуется естественным происхождением, тогда как государство образовано искусственно. Это значит, что государственную власть понимают в качестве искусственно созданного в интересах определенных людей властного аппарата, который держит весь остальной народ в повиновении.

Более детально устройство анархистской коммуны было охарактеризовано в работах Кропоткина П.А., который продолжал развивать идеи Бакунина.

Кропоткин П. А. (1842-1921 гг.)

Замечание 1

П. А. Кропоткин – русский революционер, идеолог анархизма, а также известный ученый геолог и географ.

Кропоткин обосновывал анархизм не только социальными учениями, но и естественнонаучными положениями. Идея Кропоткина заключалась в том, что в естественных системах, изучаемых астрономией, космогонией, биологией и пр. не существует оформленных центров, которые управляют этими системами. То есть, найти центр Вселенной невозможно. Значит, что и общество в этом случае не должно создавать каких-либо управляющих центров, а продолжать развитие в качестве естественного организма. Кропоткин поддерживал механистический взгляд на мир, полагая, что механика может быть приложена не только в физике или астрономии, но и биологии, и обществе.

Анархия, по Кропоткину, представляет собой тип мировоззрения, основанный на механистическом миропонимании. Анархия в качестве системы социальных взглядов должна быть выстроена на методах научного знания, которые используются в естественных науках.

Кропоткин идеальным государственным устройством видел территориально-производственные объединения. То есть он критически относился к разделению труда и концентрации производств. Кропоткин считал, что основой нового общественного устройства должно стать мелкотоварное производство, где люди были бы объединены на основании своих знаний, интересов и личных симпатий. Большевистский взгляд о подчинении меньшинства большинству, Кропоткин резко критиковал, так как это было прямым ущемлением свободы отдельной личности, что для Кропоткина было неприемлемо. Свое учение сам Кропоткин называл анархическим коммунизмом.

Дата последнего обновления статьи: 06.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot