Сферы социальных исследований современных подростков
Исследования подростков как особой социально-демографической группы сегодня достаточно распространены в науке. Это связано с тем, что данная группа является одной из наиболее подвижных, динамично развивающихся и восприимчивых к возможным изменениям. Вместе с тем, эта же группа нередко соотносится с группами риска, поскольку подростки обладают неокрепшей психикой и чаще, чем остальные, подвергаются негативному воздействию. В связи с этим крайне важно изучать данную группу, выявлять особенности ее развития, социализации, а также повседневную жизнь, которая откладывает свой отпечаток на мировоззрение и представления подростков.
Исследуются преимущественно такие сферы, как:
- Сфера повседневности;
- Досуговая сфера;
- Социальная адаптация;
- Социализация, восприятие общепринятых норм и ценностей;
- Взаимоотношения с семьей, сверстниками.
Повседневность – это сфера, которая окружает подростка ежедневно. В ней заложены основы общения в семье, с друзьями и сверстниками, которое затем перерастает в общение на более высоком уровне. В повседневности подростки ищут самих себя, стремятся к тому, чтобы обосновать свое мировоззрение, показать себя миру, воспринимать информацию. Также в рамках повседневности обозначаются ценностные ориентации, самоактуализация личности, творческие наклонности, которые необходимо изучать для того, чтобы в дальнейшем помочь подростку выбрать верный путь становления и развития личности.
В повседневности помимо положительных особенностей есть еще и некоторые отрицательные проявления. Подростки могут попадать в плохие компании, подвергаться негативному воздействию извне. Все это может привести к вспышкам агрессии, демонстрации асоциального, девиантного поведения, которое может преследоваться законом. Если вовремя не вывести подростка из этого состояния, то в будущем он может стать особо опасным преступником. В этом случае ответственность лежит на родителях, опекунах, членах семьи и близких. В этом случае изучается семейная сфера, анализируются взаимоотношения, складывающиеся между подростками и родителями, ведь нередко именно они упускают важные воспитательные моменты, не позволяя ребенку правильно развиваться, воспринимая нормы и ценности, правила поведения и законы, предусмотренные и предписанные государством.
Таким образом, социальные исследования подростков необходимо начинать с анализа повседневной жизни, и в дальнейшем переходить уже к более сложным, структурированным сферам, которые так или иначе сказываются на становлении и развитии личности.
Подчеркнем значимость многоэтапных социальных исследований, поскольку именно они позволяют проследить тенденции, ключевую направленность развития личности, и выделить рекомендации, которые позволят нормализовать ситуацию, вывести ее на иной уровень и контролировать, пока поведенческие установки молодого человека не изменятся в соответствии с установленными нормами и правилами поведения.
Функции социальных исследований подростков
Когда мы говорим о социальных исследованиях любой сферы, мы задаемся вопросом о том, какую роль они играют, и какое значение имеют в условиях современности. Важно понять, что любое социальное исследование обладает своими функциями, которые как раз реализуются по окончании исследования. Социальные исследования подростков также обладают своими функциями.
Во-первых, они предоставляют самую актуальную и необходимую информацию о состоянии той или иной подростковой группы, о взаимодействиях и отношениях, которые складываются в группе, а также о том, какие факторы оказывают воздействие на данные социальные группы, и каким образом можно выправить ситуацию, используя воздействие извне.
Вторая функция – прогностическая. На основании полученных данных исследователь может спрогнозировать будущую ситуацию, которая сложится в рамках подростковой социальной группы, предположить возможности конфликтных ситуаций и предотвратить их, не допустив негативных воздействий. Безусловно, речь идет и о том, чтобы формулировать значимые и эффективные рекомендации исследователем, которые он затем перенаправит в сторону других компетентных органов. На уровне исполнения эти рекомендации могут быть применены в отношении подростковой группы или отдельного подростка, который нуждается в корректировке поведения. К тому же социальные исследования подростков дают основания полагать, что некоторые группы обладают феноменальными чертами.
Под феноменальными чертами следует понимать отнесение группы к какой-либо субкультуре, которая обладает своими особыми чертами, целями, мировоззренческими установками, и которая также имеет свою характерную атрибутику.
Речь идет о том, чтобы понять специфические черты, дать им оценку в соответствии с состоянием современности, переосмыслить и оценить, насколько эта группа может негативным образом сказываться на окружающих, и насколько она может совпадать с общественными взглядами и ожиданиями.
Таким образом, социальные исследования подростков являются одними из наиболее распространенных в современной социальной науке. В их организации используются особые методы и принципы, которые подчеркивают специфические черты самой социальной группы, которая подвергается анализу. Сами подростки могут даже не знать о том, что за ними ведется наблюдение, а могут принимать активное участие в интервьюировании или анкетировании. Все зависит исключительно от того, какими методами пользуется исследователь, и на какой результат он ориентируется в будущем. Несмотря на многообразие исследований данной сферы, мы можем говорить о том, что каждое из них обладает своими уникальными чертами и особенностями, поэтому их нельзя исключать из исследовательской практики, но можно подвергнуть сомнению некоторые полученные результаты в силу их нерелевантности или неактуальности.