Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Мотивация достижения успеха и избегания неудач у подростков со склонностью к девиантному поведению

Все предметы / Психология / Мотивация достижения успеха и избегания неудач у подростков со склонностью к девиантному поведению
Определение 1

Мотивация достижения успеха и избегания неудач — это составляющие мотивационной сферы личности, которые рассматриваются в качестве совокупности устойчивых мотивов и характеризуют человека с социальной, моральной и нравственной стороны.

Особенности мотивационной сферы девиантных подростков

В подростковом возрасте большую роль играют личностные установки, которые не до конца сформированы. В этот период очень высокой может стать тревожность, которая имеет обратную связь с мотивацией к достижению успеха. Данная связь обладает особой спецификой у подростков с девиантным поведением.

Для исследования особенностей мотивации достижения успеха и избегания неудач можно использовать методический комплекс:

  • Методику диагностики мотивации к успеху, разработанную Т. Элерсом;
  • Методику диагностики мотивации избегания неудач, разработанную Т. Элерсом,
  • Методику диагностирования степени готовности к риску (Шуберт);
  • Исследование мотивации успеха и боязни неудач (А. А. Реан).

В подростковом возрасте доминирующие мотивы начинают приобретать устойчивый характер. У ребенка формируется иерархия мотивов. Особенную социальную значимость при этом приобрела проблема анализа мотивационной сферы девиантных подростков. Их количество растет с каждым годом, как увеличивается и число преступлений, совершаемых ими.

В структуре мотивационной сферы подростков большое значение имеют элементарные потребности и стремление удовлетворять мотивы личного благополучия (эгоистическое самоутверждение). Установлено, что в качестве ведущих мотивов девиантных подростков в возрасте 14-16 лет выступает желание развлекаться, утверждать свою силу, самоутвердиться в глазах взрослых и сверстников, отомстить, получать материальные блага и др.

Готовые работы на аналогичную тему

В состав мотивационной сферы девиантных подростков входят деформированные ценности. Они могут составить ядро мотивационной активности личности, способствуя проявлению различных девиаций. Для подростка присущи нарушения в области мотивации поведения. Это проявляется через совершение поступков, которые не имеют определённых побуждений и целей. Условия жизни способны формировать у подростков потребности, удовлетворяя которые они начинают нарушать общепринятые правила и нормы.

Мотивация избегания неудач у подростков с девиантным поведением

В результате проведенных исследований было выявлено несколько особенностей мотивационной сферы подростков в старшем школьном возрасте с девиантным поведением. У таких подростков, как правило, преобладает высокая степень личностной тревожности, которая характеризует неустойчивость нервно-психического состояния.

В ходе исследований была определена ситуативная тревожность, которая предполагает склонность к негативным переживаниям в случае воздействия социально-психологических стрессоров. Высокая степень тревожности показывает отрицательную взаимосвязь с результатами деятельности. Также была отмечена корреляция тревожности с личностными свойствами, от которых зависит успеваемость подростка с девиантным поведением.

При наступлении ситуаций риска подростки могут проявлять излишнюю осторожность или начинают ориентироваться на среднюю степень готовности к риску. У таких детей преобладающей становится мотивация избегания неудач.

Между мотивацией избегания неудач и степенью личной тревожности ученые выявили статистически значимую и достоверную взаимосвязь. Таким образом, выраженный уровень тревожности и мотивации достижения успеха (избегания неудач) — это одна из важных составляющих формирования и развития личности подростка, для которого свойственно девиантное поведение.

Для таких подростков характерны следующие характеристики мотивов, которые относятся к мотивации избегания неудач:

  • Избегание ответственности за себя;
  • Исключение ответственности за результаты собственного труда и за свою судьбу;
  • Бедность духовных интересов;
  • Отсутствие чётких целей в жизни.

Подростки имеют ярко выраженные противоречия. Их программы поведения не отличаются последовательностью, они внутренне неустойчивы и резко меняются в соответствии со сложившейся ситуацией. Ситуации, в которые попадают подростки, как правило, характеризуются конфликтными столкновениями. Они требуют быстрых решений, в основе которых лежат нравственные и правовые принципы.

Мотивация достижения успеха у подростков с девиантным поведением

Современные российские ученые сделали вывод о том, что для девиантного подростка свойственна мотивация достижения успеха. Его основные мотивы поведения представлены желанием выделиться и привлечь внимание. Поведение, которое основано на подобном мотивационном фундаменте, является ситуативным, при этом социальные нормы для подростка перестают выступать в качестве регулятора.

Мотивационная сфера личности подростков в соответствии с типом девиантности может варьироваться от агрессивно-защитного поведения до оппозиционного. В содержании первого типа поведения есть мотивы, представленные стремлением вовлекать себя и других в конфликты, стремлением проявить неуступчивость и грубость. Такой тип мотивации формируется в семье, в которой присутствует эмоциональное отвержение.

Для второго типа характерно демонстративное противостояние и отрицание значимых социальных ценностей. Эта система мотивации актуальна для подростка из семьи, в которой воспитание происходило по типу «кумир семьи».

Давая характеристику девиантным подросткам, исследователи раскрывают аспекты их мотивационной сферы, включая её содержание. Первая группа мотивов включают те, которые сформировались на основе гипертрофированных влечений. На поведенческом уровне подобная система внутренней регуляции проявляется в виде курения, алкоголизма, наркомании и стремления к дракам.

Вторая группа мотивов развивается на основе завышенных потребностей. Их удовлетворение с помощью социально-правомерных средств затруднено. Третья группа мотивов включает те, которые обусловлены потребностью в разрядке и исключении отрицательных эмоциональных переживаний.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис