Социальная власть и межличностное влияние
Вопросам проблем власти и её влияния на людей посвящены труды выдающихся представителей социальной философии – Н. Макиавелли, Ф. Ницше, Т. Гоббса и др. Позже их теоретические догадки стали основой эмпирически ориентированных подходов, которые осуществляются в современной социальной психологии.
Между собой психологические феномены влияния и власти имеют очень тесную связь, что может проявляться в определениях этих понятий.
Например, американский психолог С. Франзой говорит, что социальное влияние предполагает использование социальной власти, как человеком, так и группой лиц. Цель будет заключаться в том, чтобы изменить установки или поведение людей в каком-то определенном направлении.
Источником социального влияния является человек, которого называют агентом влияния или субъектом. Человек, на которого оказывается попытка влияния, получил название « мишени» или объекта влияния.
Наличие у человека определенных возможностей – вознаграждения, наказания, информирования, социальной позиции в обществе, дают ему определенную власть над другими.
Власть - это способность оказывать влияние на других.
Но, отождествлять понятия власти и влияния не следует. Как правило, власть ассоциируется с принуждением пусть даже в мягкой форме. Наличие власти, в крайнем случае, предполагает ситуацию принудительного доминирования, а те, на кого воздействие власти направлено, кроме подчинения не имеют никаких альтернатив.
Передача информации с целью изменения мнения или поведения человека, будет говорить о влиянии на этого человека. Влияние начинается с агента, который его осуществляет, воздействуя на мишень с определенной целью и задавая при этом себе вопрос – сколько времени придется это воздействие осуществлять.
Таким образом, социально зависимое влияние заключается в том, что объект влияния испытывает определенные изменения и продолжает связывать свое новое поведение с агентом влияния.
Исследования Зимбардо, проводимые в течение многих лет, дали возможность отметить характерные черты социально-психологического подхода к влиянию:
- внимание фокусируется на индивидуальном поведении и психических процессах;
- социальные ситуации как причины какого-либо поведения;
- социальные ситуации на поведение оказывают большее влияние, по сравнению с действительностью;
- методы сбора и оценки данных должны опираться на науку.
У власти есть важный показатель – это наличие контроля по отношению к другим. Получается, что зависимость одних людей от других связана с властью.
Зависимость прямо пропорциональна власти – чем больше одна, тем больше другая. Если индивид хочет получить то, что находится под контролем другого, то это значит, что он имеет над индивидом власть. В этом и состоит, как утверждают психологи, важнейший признак власти.
Два феномена – власть и лидерство между собой тесно сплетены, возможно, поэтому лидеры, для достижения групповых целей, используют власть. Деятельность лидера будет более успешной, если он обладает большей властью.
Но, между лидерством и властью, есть и различия. Оно заключается в том, что лидерство возможно, если цели лидера и ведомых соответствуют и, наоборот, цели подчиненных зависят от целей тех, кто обладает властью.
Власть вознаграждения и принуждения
К важнейшим аспектам власти относятся психологические. Это связано с тем, что в сознании человека происходит преломление воздействий, направленных со стороны других индивидов.
В этом и состоит задача власти – оказать воздействие на сознание людей, для того, чтобы заставить их вести себя соответствующим образом.
Когда психологи говорят о социальной власти, то имеют в виду возможность и способность одного человека влиять на другого или целую группу людей.
У власти есть определенная основа, которую можно найти в каждом конкретном случае, это своеобразный источник для начала влияния.
Американскими психологами была предложена классификация различных основ власти, где они выделяют власть вознаграждения, принуждения, экспертную власть, информационную, референтную и легитимную власть.
В основе власти вознаграждения лежит способность агента наградить «мишень», т.е. другое лицо, если есть позитивные итоги его деятельности. Например, родители поощряют своего ребенка, если он меньше времени будет проводить за компьютером.
Поощрение может быть в виде некоторой суммы денег на карманные расходы, работодатель поощряет своего работника за высокий результат его труда. Возможными вознаграждениями могут быть премии на производстве, продвижение по служебной лестнице, привлекательная командировка и др.
Власть вознаграждения широко используется в период избирательных компаний, когда те или иные кандидаты в своих программах обещают различные льготы и быстрое решение социальных проблем.
Вступая в острую предвыборную борьбу, кандидаты стремятся занять ключевые места в тех или иных комитетах и компаниях, потому что власть вознаграждения предполагает наличие определенных ресурсов. Субъект влияния может этими ресурсами распоряжаться.
Те, чья деятельность связана с политикой или бизнесом, это хорошо понимают и для них важность получения контроля над ресурсами просто необходима.
На страхе основана власть принуждения. Под этой властью имеется в виду способность агента влияния каким-то образом наказать объект влияния, лишив его некоторых благ.
Таких примеров достаточно много, когда используется власть принуждения, преподаватель, например, обещает поставить неудовлетворительную отметку, если студент не ответит на заданный вопрос, работодатель грозит уволить работника, если он не улучшит качество своей работы и др.
Часто бывает, что грозящее наказание становится мотивационной силой, побуждая действовать соответствующим образом.
Вознаграждение или угроза наказания – почти синонимы власти, а это дает им право быть эффективными приемами влияния. Подходить к вознаграждениям и наказаниям надо в определенных пропорциях и не злоупотреблять ими. Злоупотребление наказаниями в производственных организациях может негативно повлиять на социально-психологический климат коллектива и уровень его дисциплины.
Власть экспертная и информационная
В основе экспертной власти находится впечатление, когда «мишень» считает, что агент влияния значительно превосходит его в знаниях или опыте.
«Мишень» лично признает такую власть. Человек следует экспертной власти повсюду – на приеме у врача, назначение которого для человека является советом специалиста и профессионала, рекомендации продавцов-консультантов, достоверность знаний школьного учителя, которые не вызывают сомнения и др.
Исходя из того, что профессиональные знания и умения высоко ценятся в обществе, во многих сферах жизнедеятельности обращаются к использованию экспертной власти. Специалисты считают, что экспертная власть имеет свойство иррадиации – распространения силы власти за пределы специфической сферы.
Говоря другими словами, компетентность специалиста в конкретной области переносится на его компетентность и в других сферах. Достаточно широко экспертная власть представлена в современной рекламе.
Когда существуют подозрения, что человек свои знания использует для того, чтобы повлиять на другого человека, а мотивы его при этом эгоистичны, то часто возникает желание поступить наоборот – это негативное экспертное влияние.
Информационная власть является следствием из убедительного содержания того или иного сообщения самого по себе. Можно обладать информацией, не являясь экспертом в данном отношении, например, можно убедить ребенка, что на его интеллектуальный рост может повлиять чрезмерное увлечение просмотром телевидения или убедить друга сходить в кино, потому что там снялся любимый актер.
Информационная власть не зависит от личности агента влияния и от взаимоотношений агента и «мишени».
Информационная власть опирается на надежность и достоверность восприятия какой-либо информации «мишенью». Это говорит о том, что средства массовой информации в современном обществе играют большую роль и, наверное, совсем не зря её называют «четвертой властью».
К средствам массовой информации в наше время добавились ещё радио и телевидение. Информационная власть формирует общественное мнение своими способами – можно умышленно замолчать какие-то события, в новом свете рассмотреть известные уже факты, в нужный момент подать новую информацию или сообщения о каких-либо новациях подаются в виде повторения пройденного и др.