Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социальное поведение молодежи

Молодежь – социальный слой и социальная проблема

Современная молодежь является реальной многочисленной и существенной частью социума, а не просто «нашим будущим» как её рассматривали в советское время. В социологической литературе понятие «молодежь» в основном трактуется на базе возрастной характеристики. Подобный подход неправильный, потому что в любом фиксированном возрасте, и в 15 лет, и в 20 лет, люди не представляют собой однородную массу.

В обществе всегда пребывали люди любого возраста, а вот «проблема молодежи» существовала не всегда, и современное состояние возникло исторически недавно. Например, в социологическом смысле нельзя назвать молодежью некрасовского «мужичка с ноготка» в его шесть лет. Все его окружение, да и он сам считает себя «мужиком», потому что естественно и глубоко вписан в общественные отношения, а стало быть, никакой молодежной проблемы не порождает.

Если исходить из того, то люди нуждаются в самореализации и ищут для этого свои пути, то можно предположить, что социально значимая характеристика молодежи будет заключаться в их особом положении в ходе реализации своих способностей. А это значит, что возраст с этой точки зрения не будет главным, как в личностном, так и общественном восприятии. Нежелательные особенности поведения молодежи в социальном плане, которые являются основанием «проблемы» в наше время, становятся понятными с этой точки зрения.

Определение 1

Молодежь – это социальный слой людей, которые не заняты ещё востребованным обществом и оплачиваемым трудом и не нашедшие свою нишу для реализации способностей.

Таким образом, получается, что молодой по возрасту человек, занимающийся самостоятельным и оплачиваемым трудом в социологическом смысле слова, перестает быть «молодежью».

Исходя из этого, можно перечислить особенности социальной ущемленности молодежного состояния:

«Социальное поведение молодежи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. До выхода молодых людей в самостоятельную жизнь, интересовало развитие этих способностей, но условия для их реализации были ограничены и они находились в каком-то потенциале. С точки зрения традиций это было совершенно оправдано, потому что приходилось развивать только те способности, которые будут востребованы во взрослой жизни.
  2. Молодых людей приучали к тому, что в будущем для них «все дороги будут открыты», но, те рабочие места, которые требовали более высоких, индивидуальных способностей, были уже заняты теми, кто пришел раньше. Молодежь хорошо видела, что социальные блага распределялись не по способностям, а зависели от возраста, в котором они были не виноваты.
  3. Молодые люди видели явное противоречие в том образе жизни, который организовывали для них взрослые люди, с тем образом жизни, который наблюдали, различие было не в пользу молодых. Молодых людей нельзя исключать из общественно-полезного труда.
  4. Вся организация общества, приоритеты, направления были уже определены старшими и навязывались без учета мнения молодых.
  5. Молодые люди всегда превозносились как объект наибольшего внимания общества, как потребители сил взрослых. На роль молодежи не обращали внимания и считали каким-то «резервуаром», в который взрослые «сливают» свои невостребованные жизнью и не «дореализованные» способности.

Каждый человек в своем окружении стремится быть значимым и признанным, замеченным и авторитетным и, если для этого нет официальных каналов осуществления этого стремления, то люди начинают создавать свой ареал и свои символы авторитетности и заметности.

С одной стороны эти условия и символы неформальной авторитетности не обязательно должны быть асоциальны, а с другой стороны – вероятность этого очень большая, потому что границы социально-допустимого полностью находятся в компетенции взрослых.

Российское понятие «молодежь»

В отечественной социологии одним из первых определений понятия «молодежь» дал Т.В. Лисовский в 1968 г.

Он считал, что это поколение людей, которые проходят стадию социализации, только усваивающих образовательные, профессиональные, культурные социальные функции.

Детализировал это определение И.С. Кон. Он относит молодежь к социально-демографической группе, которая выделяется на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения и социально-психологических свойств.

Мы уже говорили, что нет сегодня общего мнения по поводу возрастных границ молодежи. Нижняя возрастная граница молодежи в отечественной социологии определяется между 14-16 годами. Верхняя граница – 25-30 лет.

Молодежь в общем виде принято делить на четыре возрастные группы:

  1. Подростки – 14-16 лет, в основном это учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся на иждивении родителей или государства.
  2. Юношество – 17-19 лет, это период завершения физического созревания и начала самостоятельной профессиональной деятельности. Начинается процесс социализации, расширяется диапазон общественно-политических ролей, интересов и ответственности.
  3. Собственно молодежь – 20-24 года, когда процесс социализации продолжается. Группу образуют, прежде всего, студенты, завершающие профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие свои семьи.
  4. Старшая молодежь – 25-30 лет, в этом возрасте завершается процесс формирования зрелой личности. Молодые люди уже нашли свой путь в жизни и играют роль родителей в собственных семьях.

Социальные проблемы молодежи

Социальные проблемы формируются под влиянием среды ближнего окружения и, ведущая роль в этом отводится семейному воспитанию.

В семье закладываются основы сознания и поведения. От того, насколько благоприятна атмосфера в семье, зависит собственная самооценка ребенка. Если формируется положительная самооценка способностей, то это благоприятно скажется на гармоничном развитии задатков и станет прочной основой для социализации в будущем.

Тормозом в формировании личности будет низкая самооценка и, как следствие, принижение в будущем своей роли в обществе, что приводит к потерям, прежде всего, нравственного порядка.

После семьи, вторым по значимости социальным институтом, принимающим участие в формировании личности, является школа. Школа дает не только знания, но и формирует самостоятельность и адекватность самооценки. Ребенок усваивает нормы и правила общества, в котором находится. От того, каким будет этот период – гармоничным или нет – будет зависеть полнота необходимой для жизни информации, широта и глубина охвата проблем и выработка правильной на них реакции.

Личность членов общества формирует также культура и наука, регулируя их поведение, формируя личные качества характера. Когда говорят о социальных проблемах молодежи, то, прежде всего, имеют в виду ту социальную среду, которая определяется экономическими и политическими условиями, характерными для данной общественно-экономической формации.

Социальная среда включает:

  • материальные условия жизни членов общества;
  • социальный и государственный строй;
  • систему производственных и общественных отношений.

Каждый человек имеет государственную принадлежность, являясь гражданином какой-либо страны. Сложившиеся в стране общественно-экономические отношения ещё в большей степени влияют на развитие и формирование человека, а это определяет его классовое положение.

На развитие человека оказывают влияние такие социальные процессы как изменение условий жизни в городе и на селе, перемещение населения в пределах страны, демографические процессы.

Большое влияние на человека оказывают социальные институты – семья, учебно-воспитательные заведения, внешкольные и культурно-просветительские учреждения, средства массовой информации.

Трудовая деятельность людей есть предпосылка их полноценности, интересной жизни, творческой деятельности.

Изменения в разных сферах общественной жизни, связанные с государственными реформами, могут приводить к определенным проблемам, которые в свою очередь, могут быть следствием социальных проблем современной молодежи.

Замечание 1

Сама по себе молодежная среда является сложным и противоречивым организмом, является объектом воздействия со стороны политических институтов, политических партий и объединений, которые функционируют в обществе.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 12.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot