Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Потребительское поведение молодежи

Все предметы / Маркетинг / Потребительское поведение / Потребительское поведение молодежи

Базовые характеристики рыночного поведения потребителей

В основе любой экономики рыночного типа лежит взаимодействие спроса и предложения. Спрос, в свою очередь, формируется посредством стремления людей к удовлетворению своих потребностей.

Определение 1

Под потребностями в экономике принято понимать осознанную нужду индивида в чем-либо, необходимом ему для жизни и комфортного существования. Удовлетворение потребностей обеспечивается посредством приобретения и потребления соответствующих экономических благ.

Экономические блага представлены результатами экономической деятельности, которые могут быть получены в ограниченном в сравнении с потребностями объеме. Состоят они из двух базовых категорий (рисунок 1).

Состав экономических благ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Состав экономических благ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, посредством приобретения и последующего потребления товаров и услуг на рынке обеспечивается удовлетворение потребностей индивидов. То, каким образом, осуществляется потребительский выбор в пользу того или иного товара, услуги или их поставщика, принято называть потребительским поведением.

Многие ученые рассматривают потребительское поведение как процесс по формированию индивидуального спроса на товары и услуги. Подобный процесс осуществляется под воздействием множества факторов, основополагающими из которых выступают:

  • уровень доходов потребителей, то есть их финансовые возможности;
  • отпускные цена на товары и услуги, то есть стоимость экономических благ;
  • ожидания, предпочтения и вкусы самих потребителей.

Готовые работы на аналогичную тему

Помимо этого на рыночное поведение потребителей существенное влияние оказывают социально-культурные, личностные и психологические факторы. Все вместе они формируют основу потребительского поведения весь субъектов рыночных отношений, включая молодежь.

Молодежь как субъект потребления

Как показывает практика, единого подхода к определению термина «молодежь» не существует. В общей сложности можно выделить порядка трех базовых трактовок данного термина:

  • согласно демографическому подходу к молодежи следует относить граждан страны, родившихся в определённый год и в определенное время включившихся в трудовую жизнь;
  • согласно социологическому подходу молодежь представляет собой людей в возрасте от 16 до 30 лет, при чем в некоторых случаях верхняя возрастная граница может достигать даже 40 лет;
  • в соответствии с статистическим подходом к молодежи следует относить всех людей в возрасте от 14 до 30 лет.

Таким образом, к молодежи относятся как подростки, так и молодые люди, имеющие образование и работу. На сегодняшний день они являются одной из наиболее существенных групп общества и выступают одним из основных потребителей на рынке.

Молодежь как субъект рыночного поведения характеризуется следующими особенностями. Во-первых, это высокая активность спроса – молодые хотят все и сразу. Во-вторых, это финансовая ограниченность – большая часть молодежи не способна самостоятельно осуществлять крупные покупки. Наконец, в-третьих, речь идет о высокой степени максимализма.

Молодежь как субъект рыночного спроса выступает мощной движущей силой потребительского поведения. Ее представители быстро обмениваются информацией, принимают не всегда экономически обоснованные решения и тяготеют к использованию современных информационных технологий для выбора и приобретения рыночных товаров и услуг. Рассмотрим особенности рыночного потребительского поведения современной молодежи.

Черты и особенности потребительского поведения молодежи

Потребительское поведение молодежи формируется под воздействием множества факторов, основополагающую роль среди которых играют социокультурные характеристики. В первую очередь речь идет об общественном мнении, тенденциях моды и мнении сверстников. Существенную роль на модель потребления оказывают средства массовой коммуникации (сокращенно – СМИ) с одной стороны, и интернет-коммуникация – с другой стороны. Особая роль отводится социальным сетям и Youtube. В результате навязанные молодежи нормы содействуют процессу социализации личности, принимая участие в формировании общественных ценностей и определяя стандарты поведения.

Современная молодежь весьма лояльна как к наличию рекламных сообщений в СМИ, так и к их количеству. Справедливо говорить, что их поведение как потребителя, включая процесс принятия потребительского решения, опосредовано маркетинговыми коммуникациями бизнес-среды.

Замечание 1

Основными составляющими потребительского поведения молодежи выступают: покупки товаров и услуг, шопинг и досуг, ценностные ориентации, а также особенности системы расходов.

Как показывает практика, молодежь существенное внимание уделает потреблению услуг досугово-развлекательного характера. Это могут быть походы в кино, посиделки в кафе и ресторанах, туристические поездки внутри страны и за рубежом, а также иные мероприятия. Меньшая роль отводится товарам народного потребления. Кроме того, молодые потребители особый акцент делают на рыночной известности потребляемых торговых марок.

Ценностные ориентации молодежи, определяющие их потребительские вкусы и предпочтения нацелены на кратко- и среднесрочную перспективу. В большинстве своем они выражают стремление соответствовать общественному мнению либо же, наоборот, противостоять ему.

Отдельного внимания заслуживают принципы организации и построения системы расходов. Сегодня нередко можно встретить молодежь, живущую в кредит. Большую часть своих покупок они оплачивают заемными, а не собственными деньгами, причем касается это как крупных приобретений, так и небольших покупок.

Кроме того, потребительское поведение молодежи непостоянно и изменчиво, а сама молодежь мобильна и легка на подъем. Оно видоизменяется под воздействием множества переменных, что объясняется изменением общего стиля жизни молодых людей и их ценностей. Вдобавок свой вклад в изменение рыночного поведения молодежи вносят стиль жизни и его поистине сумасшедший ритм, географический фактор и изменения, происходящие в домохозяйстве индивида.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Маркетинг» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис