Исследователи социального неравенства
Исследователи, которые заметили тенденцию к расслоению и дальнейшему общественному неравенству, появились примерно в конце 50-х годов 20 века. Одним из первых на это обратил внимание Р. Дарендорф. Он проанализировал резкое снижение хозяйственного и политического влияния традиционного класса буржуа, власть которого была основана только на экономических факторах. Отсюда у Дарендорфа возник вопрос о том, кто же составляет правящий класс в посткапиталистическом обществе. Его исследования привели к выводу, что представители правящего класса находятся на самых верхних ступенях бюрократических иерархий. Соответственно, отсюда он сформулировал вывод о том, что если есть правящий класс, то непременно есть и те, кто должен подчиняться ему. А это и есть признаки неравенства. Властью обладали люди, чья деятельность сосредоточена в таких сферах, как:
- Экономика;
- Политика;
- Армия.
Остальные прочие институты оказываются вытеснены из правящих слоев и находятся в непосредственной зависимости от них, подчиняются им.
Знание также считалось одним из факторов, который приводит к возникновению неравенства в обществе. Так например, основатель данной теории Д. Белл в числе основных характеристик постиндустриального общества называет знание, и отдает ему центральную роль а теоретическом знании. Таким образом, те, кто обладает большими знаниями, а также интеллектуальными ресурсами имеют больше шансов стать влиятельным и властным, нежели те, кто не отличается особыми знаниями.
Благодаря данной теории появился термин «работник интеллектуального труда» (Ф. Махлуп, 1962 г.). Этот термин стал собирательной характеристикой нового типа работника, которые обладает знаниями, умеет оперировать информацией, не пригоден для физического труда, высоко мобилен, может грамотно самовыражаться без применения физической силы.
Таким образом, по мере развития различных теорий и понятийного аппарата все чаще говорили о существовании двух полюсов, которые противостоят между собой: правящие и те, кто подчиняется.
Субъекты социального неравенства
Итак, если есть два социальных полюса, то необходимо дать характеристику каждому из них.
С одной стороны, это высший класс. Его представители происходят из образованных и обеспеченных семей, где с самого детства им дается определенный социальный статус. Эти люди прекрасно обучены и ориентируются в своей профессиональной деятельности, заняты в высокотехнологичных областях производства, изначально имеют определенный капитал, который позволяет им беспечно жить.
С другой стороны, низший класс нового общества. Эти люди из малообеспеченных семей, которые изначально не обладают определенным высоким статусом. Конечно, у них есть перспективы, и благодаря очень упорному труду есть все шансы из низших слоев выбиться в большее высокие и обеспеченные.
Для того, чтобы разница и пропасть между двумя вышеупомянутыми классами не казалась такой огромной, исследователи в ходе долгого анализа вывели еще одно понятие – средний класс.
Средний класс
В социологической науке понятие «средний класс» применяется достаточно часто, но имеет большое количество интерпретаций.
Изначально средним классом называли квалифицированных работников индустриального сектора, учителей, врачей и инженеров, а также государственных служащих и военных. В первую очередь это делалось для того, чтобы подчеркнуть их относительно высокий уровень жизни в сравнении с низшим классом. Согласно современному определению, средний класс состоит из весьма разнородных элементов. Разница между ними имеет тенденцию к нарастанию и углублению.
Тем не менее, если отметить особенности современного социального неравенства, то можно сказать о том, что оно определяется возможностями социальной мобильности. Если прежде представителями низшего класса было довольно проблематично «пробиться» в элитарные слои, то сейчас эта проблема стоит не так остро. Большое количество детей из небогатых или малообеспеченных семей становятся известными политиками, общественными деятелями, писателями, исполнителями, актерами.
Такая тенденция связана с тем, что стали доступнее многие сферы общественной жизни. Например, образование в нашей стране доступно каждому. Именно в школах и вузах люди набираются первичного опыта, имеют возможность найти собственные уникальные способности, раскрыть их и развиваться дальше.
Это говорит о том, что и в наше время, как и 50 лет назад, знаниевый компонент является ключевым для того, чтобы иметь возможность занять наиболее достойную и влиятельную позицию в обществе.
Также, помимо сферы образования, доступна медицина, у человека есть возможности принимать участие в политической и духовной жизни своего региона или целого государства (участие в политических выборах, возможность создавать собственные общественные движения и организации).
Нельзя сказать, что все это гарантирует человеку возможность двигаться по карьерной и общественной лестнице. Важными остаются и внутренние, психологические установки, физические возможности, мотивация. Если у человека есть цель, то он без сомнения раздвинет границы и избавится от ощущения неравенства по отношению к самому себе.
Таким образом, социальное неравенство – это форма общественного разделения (расслоения), при которой отдельные индивиды или целые социальные группы обладают неравным количеством благ. Неравенство представляет из себя вертикальную иерархию, которая поделена на 3 основные части:
- низший слой,
- средний слой,
- и высший (элитарный) слой.
Особенность неравенства заключается в невозможности людей одинаково удовлетворять свои потребности. Они имеют неравные права к овладению определенными товарами и услугами и их пользованию, соответственно. Благодаря разным факторам (например, наличие образования или уникальных способностей) человек все же может выйти за рамки своего социального статуса и обрести более высокий (желаемый).