Социальная статика
Социальная статика - это социологическая дисциплина, изучающая взаимоотношения элементов общества, сохраняющиеся при всех исторических условиях.
Социальная статика - это изучение общественного порядка. Конт видел общество как единое целое, стабильность и функционирование которого обеспечивается тремя элементами - государством, семьей и религией.
Задачей социальной статики является систематическое изучение взаимосвязей между компонентами социальной системы и факторами, обеспечивающими социальный порядок, изучение взаимодействий, которые постоянно происходят между различными частями социальной системы.
Как и многие иные социологи, Конт начинает анализировать «социальную статику» именно с семьи, рассматривая ее как основную ячейку социального организма. Согласно О. Конту семья действует как стихийный источник нравственного воспитания, естественная основа политической организации. Переломный момент семьи, ее распад сравним с гибелью всего общества. Семья является первичной, естественно развивающейся, основанной на силе чувств формой объединения людей, из которой вырастают более широкие сообщества: племя, люди и т. д. Человек приобретает свои социальные качества преимущественно в семье.
Как самая устойчивая ячейка общества, семья выполняет важнейшие функции: социализация, сохранение культурного наследия, координация устремлений разных поколений, обеспечение баланса между традициями и инновациями. Конт воспроизводит консервативные аргументы о положении и роли женщин в семье, обосновывает неравенство между мужчинами и женщинами.
Вместе с семьей главным условием существования общественного организма считается разделение по трудовому признаку, формирующееся под воздействием естественных потребностей всего общества. Именно на основе разделения труда создается и со временем усложняется совокупность различных социальных групп и классов, формируется связь между какими-то отдельными семьями, а также формируется солидарность, терпимость и нравственность.
Несмотря на мнения либеральных сторонников свободной конкуренции, Конт полагал, что все экономические связи сами по себе не могут гарантировать стабильность всего общества, не могут обуздать разрушительного влияния эгоизма, злости и агрессивности, а потому они обязательно должны сосуществовать с политическим принуждением. Но, стоит отметить, даже этого будет недостаточно для эффективного и прогрессивного функционирования социума. Это можно объяснить тем, что социальная связь предполагает наличие единства верований, религиозных убеждений и возникающих социальных чувств. Это абсолютно необходимое соглашение обеспечивается религией и церковью.
Данное обстоятельство предполагает, что просто необходимо существование различных специальных институтов, регулирующих поведение людей, можно сказать, изнутри, с помощью мира чувств и эмоций. Социолог пришел к тому, что существует необходимость сохранения имеющейся религии и новой Церкви, объектом поклонения которой станет человечество в целом, а Священное Писание - «позитивная философия». Такая религия объединит разум и чувства.
Социальная динамика
Социальная динамика - это законы развития и деформации существующих социальных систем.
Социальная динамика подразумевает, что эволюция разума человека является основой всего исторического развития социума.
Развитие общества представляется в виде перехода от одной стадии развития человеческого сознания к другой стадии. Здесь имеет место быть проявление «закона трех стадий».
Эти стадии соответствуют формам социальной структуры, политики, экономики:
- теологическая;
- метафизическая;
- позитивная.
Теологическая стадия обычно разделяется на три периода:
- фетишизм; с ним люди приписывали жизненные свойства многим внешним объектам, которые были неодушевленными, и видели в них богов. На данном этапе абсолютно все явления рассматривались в качестве результата деятельности и влияния сверхъестественных сил.
- многобожие (Греция и Рим); оно смогло дать жизнь фиктивным существам, вмешательство которых объяснило абсолютно все, что происходило (Зевс, Гера, Юпитер). Гармония формируется между средневековым государством и определенной религией.
- монотеизм; он повлиял на формирование гармоничного порядка в обществе, создание эффективных и очень важных, но консервативных институтов.
Но, стоит отметить, совершенство разума человека в какое-то время все равно должно было столкнуться с некой догматической системой богословских теорий, которые охватывали практически все структуры системы общества. Важно, что порядок здесь становится тормозом самого прогресса.
Для метафизической стадии характерно разрушение старых правил, верований - основ общественного порядка, некой реформации, просвещения. Стоит отметить, что это привело к упадку самой власти, снижению влияния правящих классов и даже религии.
Современное общество, которое полностью погружено в анархию, замечает необходимость в формировании новой идеологии, которая сможет заменить ложные, придуманные доктрины и осуществить интегрируемую социальную роль.
Хотя и в таком разрушении можно найти положительные черты (человек становится свободным, формируются новые экономические и политические нормы, правила, принципы, идеалы и т. д.). Но «метафизический дух» считается проявлением существующих сомнений, имеющегося эгоизма, моральной развращенности и, можно сказать, политического беспорядка.
Последней в классификации Конта идет эпоха позитивизма. Сущность «позитивной» эпохи, которая, по мнению Конта, зародилась в 1800 году, отражается в сильной трансформации всех мыслительных направлений и ориентаций.
Основные черты позитивизма: распространение и расширение науки, формирование позитивной теории, новых концепций. Вообще, индустриальная система способна заменить военную, которая характерна больше для богословской эпохи. Важно, что гармоничное и единообразное существование и развитие всех компонентов жизни точно гарантирует применение многих научных достижений. Причем применяться они будут только на благо всего человечества.
Интересно, что такая «позитивная» эра имеет следующие характеристики: альтруизм побеждает над эгоизмом; растут социальные чувства людей; создается легкая и приятная жизнь; происходит довольно бурное развитие материальной культуры социума; формируется справедливость и наступает мир.
Итак, человеческая мысль может сосредоточить свое внимание не на сверхъестественном и не на понятном и полном объяснении с помощью каких-то абстрактных категорий, а только на законах, которые представляют наблюдаемые связи каких-то определенных явлений.