Сущность и понятие коллектива
Коллективом называется устойчивое объединение сотрудников, которых объединяют три сходства: общая цели, согласованные действия, и единая система менеджмента, ответственности и дисциплины
Социальная структура коллектива – это его строение, которое диктуется составом и сочетанием в нем разнообразных социальных групп и слоев. Под социальной группой принято понимать совокупность всех сотрудников, обладающих общими, объединяющими социальными признаками и свойствами. Такими признаками могут являться профессия, образование.
Первичные контактные группы — это группы, где общение между ее участниками проходит без посредников. Максимальный размер подобной группы может составлять семь – восемь человек, минимальный — два-три человека.
Стабильные группы также называются неформальными. Принадлежность к подобным группам крайне важна для психологического комфорта человека. В каждой группе есть свои лидеры – руководители группы. Организующим звеном в коллективе становятся нормы, ценности и традиции этого коллектива сотрудников. Они отличаются предсказуемостью в поведении для окружающих.
Выделяют следующие разновидности социальной структуры коллектива:
- Профессионально-квалификационная;
- Функционально-производственная;
- Демографическая;
- Социально-психологическая;
- Национальная.
Демографическая составляющая – это группировка работающих по половому и возрастному признаку. Различные социологические исследования доказали, что разнополый коллектив более эффективен чем однополый. Преобладание в коллективе людей старшего возраста отличается хорошей трудовой дисциплиной, но при этом более консервативен. Социально-психологические группы появляются исходя из общих интересов, увлечений.
Социальные нормы коллектива – это требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения сотрудника. Нормами могут являться логически сформулированные принципы: запреты, должностные инструкции; стандарты поведения, сложившиеся традиции, нормы этики которые появляются в процессе общего труда. Главное свойство этих норм – обязательность исполнения для всех членов группы и коллектива.
Социальные роли и отношения в коллективе
Для оптимальной организации труда необходим благоприятный социально-психологический микроклимат в коллективе. Социальный климат проявляется в удовлетворенности или неудовлетворенности от работы, и в сплоченности группы и всего коллектива. Также социальный климат проявляется в различных конфликтах на всех уровнях организационной структуры.
Социально-психологический климат является общим эмоциональным настроем всего трудового коллектива предприятия, создающейся в каждой отдельной группе. Это целостное состояние, которое характеризует весь социальный комплекс трудового коллектива и его настрой на плодотворную работу.
На социально-психологический климат оказывают самое прямое влияние многие факторы:
- Организация труда;
- Условия труда;
- Сила личности лидера (харизма, уровень профессионализма);
- Система мотивации труда (справедливость в оценке результатов работы);
- Информированность коллектива о жизни компании, ее долгосрочных планах, текущем экономическом положении;
- Совместимость членов коллектива друг с другом.
Социальная роль, исполняемая участниками коллектива, напрямую влияет на совместимость его членов друг с другом, а значит, и на социальный климат. Среди участников коллектива можно отметить такие роли, как:
- лидер,
- энтузиаст,
- посредник,
- контроллер, и многие другие.
Названия этих ролей весьма условны, и могут варьироваться в зависимости от состава и потребностей коллектива. Однако есть прямая взаимосвязь между социальными ролями и успешной работой коллектива. Максимальной сплоченности, а значит, и трудоотдачи, коллектив может добиться при низком уровне ролевых конфликтов. Исходя из чего, можно сделать следующий вывод. Исполнение индивидами социальных ролей в коллективе, адекватное ожиданиям и восприятию окружающих, необходимо для его стабильного функционирования.