Руководитель с точки зрения социологии
Являясь человеком, который наделен определенными полномочиями принимать управленческие решения и выполнять их, руководитель неизбежно взаимодействует с подчиненными, а также регулирует их взаимодействие между собой.
Управление людьми не может носить исключительно рациональный характер, в нем проявляются личные качества руководителя. Эффективность деятельности связана не только с профессионализмом персонала, но и с психологическим климатом коллектива, который во многом определяется стилем руководства, личностью руководителя и его непосредственным умением воздействовать на персонал и регулировать отношения в компании.
Руководитель является лидером, а потому у него есть право влиять на людей. Являясь администратором, руководитель может организовывать и координировать действия подчиненных, требовать соблюдения определенных административных и правовых норм, с помощью права воздействовать, руководитель не только принимает решение, но и добивается реализации этого решения.
Помимо этого, руководитель - это, конечно же, предприниматель и планировщик, а потому его задачами являются прогнозирование, анализ тенденций на рынке, в обществе, а также выбор оптимальных альтернатив ведения бизнеса, выбор ресурсов, в том числе, и человеческих.
Руководитель является воспитателем благодаря тому, что представляет собой образец идейности, творчества, активности; он лидер предприятия, получивший свой статус благодаря труду, силе воле, смелости и другим качествам характера. Безусловно, руководитель является примером для подражания, именно так он выполняет свою функцию воспитателя.
Общественная роль руководителя
Роль руководителя - это набор неких правил поведения, которые соответствуют должности и конкретному предприятию.
Можно говорить о трех ролях руководителя: информационных (получение и использование информации в целях организации), роль принятия решений (совершенствование деятельности и достижение результатов) и межличностные. Именно с помощью последних руководитель набирает персонал, проводит его подготовку и обучение, мотивирует.
В более узком смысле выделят следующие роли руководителя, в которых выражается их социальная функция:
- Наставник. Руководитель относится к сотрудникам как к ресурсам, которые можно развить при помощи доверительных отношений и заботы, защиты прав и свобод работников. Роль руководителя заключается в том, что благодаря ему люди получают ресурсы для того, чтобы построить свою карьеру, исходя из своих личных особенностей и предпочтений.
- Фасилитатор. Руководитель налаживает атмосферу в коллективе, помогает в решении межличностных конфликтов, споров, участвует в жизни коллектива. Роль руководителя выражается в стимулировании работников действовать сообща, слушать друг друга и гармонично коммуницировать в рамках социальной группы.
- Продюсер. Руководитель проявляет энергию, сосредоточенность на работе, заинтересованность в результатах, тем самым вдохновляя коллектив на достижение поставленных целей.
- Директор. Руководитель в результате продуманной постановки целей и задач, а также грамотного планирования направляет рабочий процесс. Роль руководителя выражается в способности видеть перспективы и использовать подходящие ресурсы, верно распределять роли и задачи, устанавливать внутри коллектива определенные правила.
- Координатор. Руководитель поддерживает существующую систему. Роль руководителя заключается в охране стабильности, целостности производства, коллектива и в контроле.
- Контролер. Руководитель, зная обо всем, что происходит внутри коллектива, следит за тем, как сотрудники справляются со свое работой, направляя их, применяя санкции или поощряя. Роль руководителя заключается в том, что благодаря умению заметить детали, он быстро помогает в исправлении ошибок коллектива.
- Новатор. Руководитель является творческим человеком, который может отходить от принятых стандартов и смело экспериментирует. Такой руководитель поощряет творческий подход в своих сотрудниках, поддерживает их личностный рост и нестандартность мышления.
- Посредник. Руководитель благодаря своей силе влияния, убедительности способен умело вести дипломатические разговоры, в том числе, и со своими сотрудниками, в том числе, являясь медиатором при решении внутриличностных споров, в которых задействованы противоположные интересы сотрудников.
Таким образом, можно говорить о том, что социальная роль руководителя может проявляться в следующих его функциях:
- лидер (вдохновитель),
- лидер (формирование убеждений коллектива),
- контролер (взаимоотношений в коллективе),
- организатор (определение целей и координация действий коллектива),
- политик (защита интересов и прав сотрудников),
- пример для подражания,
- символ группы,
- распределитель благ и привилегий, раздающий награды и наказания.