Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Динамика групп и лидерство в системе менеджмента

Общая характеристика лидера и руководителя

Определение 1

Динамика групп и лидерство в системе менеджмента – это направления исследования в рамках науки управления и менеджмента.

Для того, чтобы описать человека, занимающего руководящий пост, в литературе используются разные термины. Чаще всего встречаются два из них:

  • руководитель,
  • лидер.

Однако, эти слова нельзя считать синонимами.

Определение 2

Лидер – это участник группы, который обладает весомым авторитетом в глазах ее остальных членов и оказывает управляющее влияние на их действия.

Характеристике лидера соответствуют такие черты:

Статья: Динамика групп и лидерство в системе менеджмента
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
  • умение оказывать влияние на межличностные отношения в коллективе,
  • умение использовать симпатии и антипатии, принятие и непринятие.

Позиция лидера не определена в штатном расписании, она возникает стихийно. Для лидера важно брать на себя ответственность и уметь вести других за собой. Лидер может использовать неформальные санкции. Выдвижение лидера происходить из коллектива, когда другие члены группы признают за ним право брать на себя решения и нести за них ответственность. В рамках рассматриваемой группы лидер выступает наиболее значимым лицом.

Определение 3

Руководитель – это официальное признание организаторских и профессиональных заслуг работника.

Вышестоящие органы рассматривают руководителя как проводника их воли, в связи с чем к его личности предъявляются определенные требования. Назначение руководителя коллектива производится извне, со стороны более высокопоставленных руководителей. Руководителя наделяют властными полномочиями и правом применять к членам коллектива официальные санкции. Руководителя назначают, чтобы он решал определенные задачи.

«Динамика групп и лидерство в системе менеджмента» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Итак, между лидером и руководителям имеются следующие отличия:

  • неформальные лидеры участвуют в межличностных отношениях, а официальный руководитель – в официальных,
  • определение лидера происходит стихийно, а официального руководителя – в результате процедуры назначения или избрания,
  • положение официального руководителя стабильно, а лидера может меняться в зависимости от ситуации и настроения в коллективе,
  • руководителю доступны определенные санкции, лидер может пользоваться только неформальными инструментами,
  • лидеры могут действовать в любых сообществах, а сфера действия официального руководителя определяется рамками постановлений, инструкций и законов.

Однако у лидеров и руководителей есть не только отличия, но и общие черты:

  • лидеры и руководители осуществляют организацию и координацию отношений между членами социальных групп,
  • и руководители, и лидеры оказывают социальное влияние в коллективе или группе,
  • и лидерские, и руководительские позиции связаны с субординацией в отношениях. Иногда происходит трансформация – лидер превращается в руководителя, а руководитель выступать и лидером коллектива.

В управлении – формальном или неформальном – важную роль играет человеческий фактор. Поэтому и лидеры, и руководители должны иметь знания по психологии. Современная наука управления включает разделы психологии, реализует психологические подходы к функционированию организаций. Руководитель должен уметь найти оптимальные методы осуществлять управление эффективным образом. Работа руководителя имеет много привлекательных сторон:

  • широкие возможности личностного развития,
  • возможность самореализоваться, решать творческие задачи,
  • престиж,
  • высокая оплата.

Но нужно понимать, что она сопряжена и с большой ответственностью. Нередко руководителю приходится решать сложные задачи в условиях неопределенных перспектив, критических ситуаций, нехватки времени.

Динамика групп в системе менеджмента

Группы развиваются, не стоят на месте. Для большинства групп характерно последовательное прохождение стандартных пяти этапов их жизненного цикла:

  1. Формирование группы. На этом этапе люди объединяются в неформальную или формальную группу (превращаются в ее членов). После того, как произошло объединение в группу, определяет цель группы, ее структура, стиль и принципы руководства. Завершение этапа – появление у членов группы ощущения, что они составляют единый коллектив.
  2. Смятение. На этом этапе в группе возникает внутренний конфликт, связанный с тем, что члены группы сопротивляются ограничениям и контролю, возникающим в связи с работой в группе. Начинается борьба за распределение ролей, лидерство в группе. Завершение этапа – определение лидера, складывание иерархической структуры распределения властных полномочий.
  3. Упорядочение. На этом этапе формируются тесные связи между членами группы, происходит сплочение. Завершение этапа – закрепление внутригрупповой структуры, признание и принятие ее со стороны членов группы, определение общих социальных норм.
  4. Выполнение работы. На этом этапе группа уже является полностью функциональной, ее члены тратят энергию непосредственно на решение стоящих перед группой задач (а не на передел власти и распределение ролей, как было на предшествующих этапах). Для постоянной рабочей группы этот этап является финальным.
  5. Расформирование. Этот этап характерен для временно создаваемых групп (комитетов, комиссий и т.д., ориентированных на решение конкретной задачи). На этом этапе внимание сосредотачивается на том, чтобы свернуть деятельность. Члены группы более сконцентрированы на перспективах работы в новом коллективе, а не на достижении задач расформировываемой группы.

При рассмотрении этих этапов появляется возможность лучше понять, с какими проблемами сталкиваются группы по мере своего развития. Важно понимать, что не обязательно каждая группа проходит через все описанные стадии, иными словами, из всех правил есть исключения.

Исследование динамики группы – важная предпосылка формирования эффективного управления. Если в группе происходят позитивные изменения, управление облегчается, становится более результативным. Для членов группы это означает взаимоподдержку, взаимопомощь, хорошую социально-психологическую атмосферу и естественную дисциплину.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 25.06.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot